Сергей Жвачкин предложил землякам пристальнее посмотреть на дом, в котором мы живем

Фото: Вероника Белецкая, Сергей Жвачкин

vystavka-gubernatora_2000px_0056

Пионер Сережа Жвачкин в детстве увлекался, как и большинство из нас, многим. Любил погонять на лыжах. Часами просиживал в поселковой библиотеке. В какое-то время стал особо почитать секцию бокса. Учился игре на фортепиано. С интересом занимался стрельбой. Даже клад на берегах Оби пытался отыскать – его, по преданию, спрятал в окрестностях  поселка Березово, где прошло детство Сергея, первый русский генералиссимус Меншиков, обвиненный в измене императору и сосланный в Сибирь. В ансамбле «Молодо-зелено» на барабанах, на гитаре играл… А вот другое практически поголовное увлечение советских мальчишек и девчонок – фотография – прошло мимо него. И накрыло уже в зрелом возрасте. Когда он с дипломом инженера-строителя в кармане по распределению оказался в Стрежевом.

Километры фотопленок и северных дорог

Природа его севера (Тюменская область) от природы севера Томской области практически не отличалась. Но дуэт величавой тайги и всесоюзной комсомольской стройки с ее размахом, амбициями и устремлениями создавал совершенно невероятные пейзажи. Они постоянно цепляли глаз и просились быть зафиксированными. Так мастеру треста «Томскнефтестрой» пришла мысль купить фотоаппарат. И он сделал это на одну из первых зарплат. Тот простенький аппарат пропустил через себя километры фотопленки, на которые молодой строитель снимал и новые объекты Стрежевого, и обустройство Вахского месторождения, Советско-Соснинского промысла.

Случалось, про фотоаппарат забывал на месяцы – прораб, мастер участка, главный инженер… В такой круговерти себя-то забыть легко.  Но желание щелкнуть фотозатвором почти за 40 лет жизни в Томской области никогда не покидало Жвачкина.

В начале 2000-х, уже в кресле генерального директора компании «Востокгазпром», он решил обзавестись аппаратурой посерьезней. И купил первый свой Canon – простенькую «мыльницу». С тех пор прочно прописался в рядах «кэнонистов» – фотографов, предпочитающих работать на оборудовании этой фирмы. Сейчас у главы региона современный аппарат с приличной оптикой. И во всех командировках, в какую бы тьмутаракань Томской области он ни приезжал, в каком бы мероприятии ни участвовал – в парабельских «Этюдах Севера», в зоркальцевском «Празднике топора», в кривошеинской «Братине», обязательно снимает происходящее.

– А какой снимок, представленный на этой фотовыставке, сделан в самой отдаленной от областного центра точке Томской области? – поинтересовались «ТН» у автора работ Сергея Жвачкина.

– А вот – «Старый мост», – подвел нас глава региона к работе № 14 (всего на выставке сотня работ). – Это граница с Красноярским краем, река Тым. Места небывалой энергетики.

staryj-most
Старый мост

Между нами, фотографами, говоря…

Наступивший год в России стал Годом экологии. В списке томских событий, посвященных этой теме, большое разнообразие: множество образовательных, прагматичных, игровых, познавательных мероприятий. Но выставка фоторабот главы региона «Дом, в котором мы живем» удивила своей  нетривиальностью.

– Эпоха великих географических открытий, меняющих мир, закончилась. И началась эпоха открытия нашего края людьми, которые по-особому к нему относятся, – сказал на открытии фотовыставки председатель Томского отделения Русского географического общества, выступившего куратором мероприятия, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский. – Когда мы увидели фотографии Сергея Анатольевича, решили  договориться с ним о том, что это должно стать достоянием общественности. И сегодня вы увидите взгляд на природу Томской области глазами человека, по-настоящему в нее влюбленного.

vechernij-klev
Вечерний клев

Давно знаю Жвачкина, но таким смущенным видела его впервые.

– Я давно занимаюсь фотографией и хотел сохранить свое увлечение в тайне, но Томское отделение Русского географического общества, похоже, умеет открывать любые секреты, – признался глава региона собравшимся на открытии выставки. – Что из моего увлечения получилось – судить вам. Но не судите строго.

А собрались в фойе БКЗ не только коллеги и друзья автора работ, руководители томских СМИ, но и много профессиональных фотографов. С кем с кем, а с ними Сергей Анатольевич общался с особенным интересом.

– Волнуюсь… – признался он фотоколлеге Алексею Почеревному (журнал «Дорогое удовольствие»). Как вам?

vystavka-gubernatora_2000px_0005

Почеревный, уже раз пять обошедший выставку, выдохнул:

– Очень профессионально. У вас концептуальные фотографии, с глубоким подтекстом. Работа № 35 «Летят перелетные птицы» завораживает. И на ней всего-то: сибирское без красок небо и гусиный клин. Знаете, чего мне не хватило сегодня? Вам надо обязательно завершить цикл «Времена года» (работы № 69 и 70). Непременно стоит сделать снимки этого же уголка томской тайги весной и летом. Тогда вообще суперфотоквартет получится.

– И как только вы все успеваете, – больше размышляя вслух, чем задавая вопрос автору выставки, произнесла фотокорреспондент «ТН» Вероника Белецкая.

– Приходится, – улыбнулся глава региона.

– А почему вы выставили только пейзажи? Портретов нет, урбанистических кадров…

– Пробовал снимать и людей, и промышленные фотографии делать. Не мое это, – признался Веронике Сергей Анатольевич. – Мне интереснее самому находить потаенные места, которые, если я не увижу, не сниму и не покажу кому-то, так и останутся потаенными. А жить в таком удивительном крае, как Томская область, и не знать ее в лицо – непростительно.

razbeg
Разбег

Будем знакомы

С некоторыми посетителями выставки обсуждать фотографии тоже стало своего рода открытием. Ростислав, митрополит Томский и Асиновский, на вопрос, что больше всего тронуло его душу, ответил – «Игривый луч» и «Росы» (№ 9, 10).

rosy
Росы

–  В этих работах я четко увидел высокие богословские идеи. Внимательно посмотрите на «Росу». Большую часть нашей планеты занимает вода. Каждый из нас на 80% состоит из воды. Вода повсюду – в реке, в кране, в стакане… И в повседневной жизни мы воспринимаем воду как должное, проходим мимо, – возле митрополита стали собираться зрители выставки. – А здесь художник вырывает десяток росинок из огромной водной стихии и предлагает присмотреться к ним. И мы видим истину – видим воду как символ жизни, красоту жизни. И эта красота совсем рядом.

Экспозицию посетил работавший в этот день в Томске и участвовавший в сибирском семинаре-совещании о реализации Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года заместитель руководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов. Глава региона с удовольствием рассказал московскому гостю, в каких именно уголках Томской области были сделаны те или иные фотографии.

vystavka-gubernatora_2000px_0065В тот же вечер в Большом концертном зале должен был состояться концерт друга томичей – художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра Валерия Гергиева. В рамках ХVI сезона Московского Пасхального фестиваля симфонический оркестр Мариинского театра дарил любителям музыки произведения Глинки, Чайковского, Равеля… Маэстро Гергиев нашел-таки 15 минут перед началом концерта, чтобы  посмотреть экспозицию. И уже через пять минут признался, что будто познакомился с другим Сергеем Жвачкиным:

– Я не знал, какой он замечательный фотограф, – отметил маэстро.

Концерт Мариинского оркестра стал чудесным завершением дня. Дня, который для многих стал днем открытий.

До 7 мая экспозиция развернута в БКЗ, затем она будет выставлена в НИ ТГУ, а затем запланировано ее перемещение по населенным пунктам.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =