В сказке нашего земляка Волкова ураган перенес домик Элли из Канзаса прямиком в волшебную страну. В реальной жизни Томска наметившийся ветер перемен, связанных с реконструкцией дорог, установкой современных остановочных комплексов, может привести к закрытию большинства газетно-журнальных киосков «Рос-печати», которые были сохранены даже в самые трудные годы. Из чего следует, что самочувствие мелкорозничной торговли томским печатным СМИ и их читателям должно быть небезразлично.

А самочувствие ее в последнее время как-то очень не очень. Причем не только в Томске, но и по всей стране, что не устает отмечать отраслевой журнал «Пресса в Сибири» агентства распространения печати и информации  (АРПИ) «Сибирь». Под угрозой полного закрытия сеть киосков в Дзержинске Новгородской области (причина – отсутствие четких правил работы на рынке и должного внимания социально значимой функции распространения прессы, как заявили в своем открытом письме мэру редакторы местных газет и предприниматели-продавцы периодики). В Барнауле администрация, сохранив общее число киосков в городе, предполагала снести почти все киоски ЗАО «Роспечать-Алтай», исключив их из схемы размещения нестационарных объектов и сократив их количество со 106 до четырех. В уральской Тавде муниципальная сеть «Роспечати» начала погибать сама собой, не выдержав конкуренции с агрессивными частными структурами, которые в отличие от госторговли легко снижали издержки в силу некоторой своей непрозрачности.

«Тихую смерть киосков пора останавливать!» – решил крупнейший распространитель прессы в Чувашской Республике ОАО «Чувашпечать». По инициативе сотрудников киосковой сети был организован забастовочный комитет, и в конце февраля прошла первая предупредительная забастовка. «Полагаем, это поможет гражданам понять, что мы доведены до края и что это вынужденная мера», – высказал надежду Станислав Александров, генеральный директор ОАО «Чувашпечать». Надежда оправдалась – распространителей поддержали рядовые жители Чебоксар, что наглядно подтверждает количество подписей под обращением к муниципальным властям – более 5 тыс. Генеральный директор АРПИ «Сибирь», член правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Сергей Гаврилов коллег полностью поддержал: «Планомерная ликвидация киосков продолжается уже несколько лет. По статистике АРПП, в России в день закрываются 10 киосков прессы, и это надо останавливать любыми путями. Коллектив «Чувашпечати» пошел на такой шаг для того, чтобы привлечь внимание не бездушных чиновников, которые не могут решить вопрос, а уже общественности и местных издателей, которые в первую очередь пострадают от отсутствия киосков с прессой».

 Бизнес или миссия?

Томский старейший продавец газет – сеть «Томскроспечать» (прежде – «Союзпечать», «Роспечать»), сохранившая на сегодня более 70 точек розничной торговли, хоть и не заявляет о намеренном и планомерном уничтожении системы, но вполне может посоревноваться с коллегами из других регионов, перечисляя собственные трудности.

– Раньше нас власть поддерживала хотя бы морально, нам говорили: постарайтесь не закрывать киоски, они населению нужны, – вспоминает зам. генерального директора «Томскроспечати» Ольга Лютц. – Все понимали, что мелкорозничная торговля периодикой – это не только бизнес. У нее есть и немалая социальная, просветительская миссия. Ведь мы занимаемся реализацией газет и журналов населению, организуем подписку предприятиям и населению… Для немалой части людей свежая местная газета – возможность социальной адаптации, налаживания внутренней связи с городским сообществом. Книги и печатные СМИ формируют общее культурное пространство и интеллектуальную преемственность, приобщают людей к общественно-политическим ценностям. Пенсионеры не всегда имеют возможность почитать новости в Интернете – им нужна именно газета, которую можно купить поблизости от дома, а это наши основные покупатели.

Земля уходит из-под ног

Собственно, у «Томскроспечати» и сейчас вполне мирные взаимоотношения с муниципальной властью. Но какими бы прекрасными они ни были, почти каждая благоустроительная новация в городе оборачивается ударом для предприятия.

– Самая свежая тема – новые остановочные комплексы, – вздыхает Ольга Лютц. – В них нам не зайти, прежде всего из-за дороговизны аренды – 1 тыс. руб-лей за квадратный метр, то есть

8–9 тыс. с киоска в месяц. В последнее время в связи с реконструкцией дорог мы вынуждены переносить киоски с остановок, а это не только неудобство для покупателей, но и резкое падение выручки. Например, когда на Телецентре наш киоск задвинули между домами, его выручка сразу упала на 60%.

Жизнь как на вулкане – так можно охарактеризовать происходящее с мелкой розницей в последние годы.

– Договоры аренды с нами заключают на неопределенный срок, так что в любой момент муниципалитет может в одностороннем порядке расторгнуть отношения. И расторгает…

Только в 2011-м прекращена аренда участков под тремя торговыми объектами, в 2012-м – двумя, уже сейчас получили предупреждение о расторжении договоров аренды на два объекта. А куда вновь установить киоск, неизвестно.

Рынок все отладит?

Мы привыкли слышать: рынок, конкуренция все отладят и отрегулируют. Не получилось, убеждены в «Томскроспечати». Пресловутый рынок-регулятор обернулся сплошным обманом – государства, поставщика продукции и в конечном счете интересов верного потребителя газетной информации. На 2013 год базовая доходность в месяц на1 кв. мустановлена в размере 1,8 тыс. рублей (для ресторанов, баров – 1 тыс. рублей), так как утверждена без учета специфики предприятия. Увеличились страховые взносы в два раза (с 3 до 7 млн рублей в год). Да и конкуренция оказалась не слишком здоровой.

– Кроме нас торгуют печатными изданиями «Почта России» во всех своих отделениях связи, вся сеть супермаркетов города, ООО «Пресса», ООО «Периодика» и другие предприниматели (их точно подсчитать сложно – часто это точки без вывески, контактов учредителя и режима работы), – поясняет Ольга Лютц. – К тому же многие продавцы мало занимаются распространением областных изданий, упор в основном на глянцевые журналы. Мы продаем 48 областных изданий, которые для предприятия низкорентабельны. Потеплело, выходят торговать «ручники», и ситуация становится еще менее понятной… А мы все время на виду, постоянно под контролем, своевременно платим аренду, налоги, не задерживаем зарплату.

 

Надо отметить, что реакция на забастовку «Чувашпечати» уже последовала. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Министерства связи и массовых коммуникаций РФ требует от главы республики решить конфликт между ОАО «Чувашпечать» и муниципальной властью Чебоксар. Результат этого требования станет известен после майских праздников.

 

Работники ОАО «Томскроспечать» мечтают о снижении налоговой нагрузки, стабильности, которая бы позволила не выживать из последних сил, а вкладывать средства в развитие. Как тут не позавидовать коллегам из Татарстана, где сроки аренды увеличили до 25 лет!

Александра Гычева, генеральный директор ОАО «Томскроспечать»

 Сколько стоит содержание киоска

1 комментарий

  1. Вот скажите пожалйста,ну почему у нас все через одно место?! Почему и кому помешали киоски роспечати?! Почему открыват ночные магазины, торгующие спиртным , заместо книжных магазинов появляются русслото? Вещевые рынки с некачественным китайским товаром? Это можно,а вот маленький киоск торгующий прессой, обязательно нужно убрать, или создать такие условия, чтобы они не выжили?!Кто вообще дал право не спрашивая людей,что они хотят и чего бы они хотели вот так просто взять и выкинуть…..Сколько может продолжаться оболванивание…..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

79 − = 76