Сеть мелкорозничной торговли периодикой под угрозой сокращения

В сказке нашего земляка Волкова ураган перенес домик Элли из Канзаса прямиком в волшебную страну. В реальной жизни Томска наметившийся ветер перемен, связанных с реконструкцией дорог, установкой современных остановочных комплексов, может привести к закрытию большинства газетно-журнальных киосков «Рос-печати», которые были сохранены даже в самые трудные годы. Из чего следует, что самочувствие мелкорозничной торговли томским печатным СМИ и их читателям должно быть небезразлично.

А самочувствие ее в последнее время как-то очень не очень. Причем не только в Томске, но и по всей стране, что не устает отмечать отраслевой журнал «Пресса в Сибири» агентства распространения печати и информации  (АРПИ) «Сибирь». Под угрозой полного закрытия сеть киосков в Дзержинске Новгородской области (причина – отсутствие четких правил работы на рынке и должного внимания социально значимой функции распространения прессы, как заявили в своем открытом письме мэру редакторы местных газет и предприниматели-продавцы периодики). В Барнауле администрация, сохранив общее число киосков в городе, предполагала снести почти все киоски ЗАО «Роспечать-Алтай», исключив их из схемы размещения нестационарных объектов и сократив их количество со 106 до четырех. В уральской Тавде муниципальная сеть «Роспечати» начала погибать сама собой, не выдержав конкуренции с агрессивными частными структурами, которые в отличие от госторговли легко снижали издержки в силу некоторой своей непрозрачности.

«Тихую смерть киосков пора останавливать!» – решил крупнейший распространитель прессы в Чувашской Республике ОАО «Чувашпечать». По инициативе сотрудников киосковой сети был организован забастовочный комитет, и в конце февраля прошла первая предупредительная забастовка. «Полагаем, это поможет гражданам понять, что мы доведены до края и что это вынужденная мера», – высказал надежду Станислав Александров, генеральный директор ОАО «Чувашпечать». Надежда оправдалась – распространителей поддержали рядовые жители Чебоксар, что наглядно подтверждает количество подписей под обращением к муниципальным властям – более 5 тыс. Генеральный директор АРПИ «Сибирь», член правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Сергей Гаврилов коллег полностью поддержал: «Планомерная ликвидация киосков продолжается уже несколько лет. По статистике АРПП, в России в день закрываются 10 киосков прессы, и это надо останавливать любыми путями. Коллектив «Чувашпечати» пошел на такой шаг для того, чтобы привлечь внимание не бездушных чиновников, которые не могут решить вопрос, а уже общественности и местных издателей, которые в первую очередь пострадают от отсутствия киосков с прессой».

 Бизнес или миссия?

Томский старейший продавец газет – сеть «Томскроспечать» (прежде – «Союзпечать», «Роспечать»), сохранившая на сегодня более 70 точек розничной торговли, хоть и не заявляет о намеренном и планомерном уничтожении системы, но вполне может посоревноваться с коллегами из других регионов, перечисляя собственные трудности.

– Раньше нас власть поддерживала хотя бы морально, нам говорили: постарайтесь не закрывать киоски, они населению нужны, – вспоминает зам. генерального директора «Томскроспечати» Ольга Лютц. – Все понимали, что мелкорозничная торговля периодикой – это не только бизнес. У нее есть и немалая социальная, просветительская миссия. Ведь мы занимаемся реализацией газет и журналов населению, организуем подписку предприятиям и населению… Для немалой части людей свежая местная газета – возможность социальной адаптации, налаживания внутренней связи с городским сообществом. Книги и печатные СМИ формируют общее культурное пространство и интеллектуальную преемственность, приобщают людей к общественно-политическим ценностям. Пенсионеры не всегда имеют возможность почитать новости в Интернете – им нужна именно газета, которую можно купить поблизости от дома, а это наши основные покупатели.

Земля уходит из-под ног

Собственно, у «Томскроспечати» и сейчас вполне мирные взаимоотношения с муниципальной властью. Но какими бы прекрасными они ни были, почти каждая благоустроительная новация в городе оборачивается ударом для предприятия.

– Самая свежая тема – новые остановочные комплексы, – вздыхает Ольга Лютц. – В них нам не зайти, прежде всего из-за дороговизны аренды – 1 тыс. руб-лей за квадратный метр, то есть

8–9 тыс. с киоска в месяц. В последнее время в связи с реконструкцией дорог мы вынуждены переносить киоски с остановок, а это не только неудобство для покупателей, но и резкое падение выручки. Например, когда на Телецентре наш киоск задвинули между домами, его выручка сразу упала на 60%.

Жизнь как на вулкане – так можно охарактеризовать происходящее с мелкой розницей в последние годы.

– Договоры аренды с нами заключают на неопределенный срок, так что в любой момент муниципалитет может в одностороннем порядке расторгнуть отношения. И расторгает…

Только в 2011-м прекращена аренда участков под тремя торговыми объектами, в 2012-м – двумя, уже сейчас получили предупреждение о расторжении договоров аренды на два объекта. А куда вновь установить киоск, неизвестно.

Рынок все отладит?

Мы привыкли слышать: рынок, конкуренция все отладят и отрегулируют. Не получилось, убеждены в «Томскроспечати». Пресловутый рынок-регулятор обернулся сплошным обманом – государства, поставщика продукции и в конечном счете интересов верного потребителя газетной информации. На 2013 год базовая доходность в месяц на1 кв. мустановлена в размере 1,8 тыс. рублей (для ресторанов, баров – 1 тыс. рублей), так как утверждена без учета специфики предприятия. Увеличились страховые взносы в два раза (с 3 до 7 млн рублей в год). Да и конкуренция оказалась не слишком здоровой.

– Кроме нас торгуют печатными изданиями «Почта России» во всех своих отделениях связи, вся сеть супермаркетов города, ООО «Пресса», ООО «Периодика» и другие предприниматели (их точно подсчитать сложно – часто это точки без вывески, контактов учредителя и режима работы), – поясняет Ольга Лютц. – К тому же многие продавцы мало занимаются распространением областных изданий, упор в основном на глянцевые журналы. Мы продаем 48 областных изданий, которые для предприятия низкорентабельны. Потеплело, выходят торговать «ручники», и ситуация становится еще менее понятной… А мы все время на виду, постоянно под контролем, своевременно платим аренду, налоги, не задерживаем зарплату.

 

Надо отметить, что реакция на забастовку «Чувашпечати» уже последовала. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Министерства связи и массовых коммуникаций РФ требует от главы республики решить конфликт между ОАО «Чувашпечать» и муниципальной властью Чебоксар. Результат этого требования станет известен после майских праздников.

 

Работники ОАО «Томскроспечать» мечтают о снижении налоговой нагрузки, стабильности, которая бы позволила не выживать из последних сил, а вкладывать средства в развитие. Как тут не позавидовать коллегам из Татарстана, где сроки аренды увеличили до 25 лет!

Александра Гычева, генеральный директор ОАО «Томскроспечать»

 Сколько стоит содержание киоска

Одна мысль про “Сеть мелкорозничной торговли периодикой под угрозой сокращения”

  1. Вот скажите пожалйста,ну почему у нас все через одно место?! Почему и кому помешали киоски роспечати?! Почему открыват ночные магазины, торгующие спиртным , заместо книжных магазинов появляются русслото? Вещевые рынки с некачественным китайским товаром? Это можно,а вот маленький киоск торгующий прессой, обязательно нужно убрать, или создать такие условия, чтобы они не выжили?!Кто вообще дал право не спрашивая людей,что они хотят и чего бы они хотели вот так просто взять и выкинуть…..Сколько может продолжаться оболванивание…..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + тринадцать =