Готова ли наша школа к требованиям века?

Статей на сайте: 15883

В прошлом номере «ТН» рассказывали о стратегической значимости системы российского образования при переходе к цифровой экономике. Но способна ли наша образовательная система адекватно реагировать на вызовы века? Готова ли она к требованиям общества и государства? Есть ли сегодня потенциал для рывка? Вопросы отнюдь не риторические и требующие реакции еще вчера. Кто и как собирается на них отвечать?

Ломать или строить?

Прежде всего сакраментальный вопрос: если что-то нуждается в реформировании, то с какой глубиной? Ведь иногда проще что-то подкрасить, подбелить… Во всяком случае, для значительной части россиян смысл реформирования сферы образования заключается в вопросе, отменят ли ЕГЭ в школах и Болонскую систему в вузах. Вот где копья ломаются. Хотя эти институты работают не так давно и, по сути, это частности. Системный же характер реформированию приносят те изменения, которые придают процессам свойства необратимости и приводят к поставленной цели.

Сегодня существует по крайней мере два подхода, две модели трансформации образовательной системы, которые имеют свои идеологические основания. Условно первую модель можно назвать консервативной, а вторую для лучшего восприятия – либеральной. Что же предлагается сделать, чтобы наша образовательная система адекватно реагировала на резко ускоряющийся прогресс?

Еще недавно советская образовательная система была в числе мировых лидеров. Правда, при переходе к рыночным отношениям Россия отказалась не только от классовой идеологии в школе, но и от проклятого наследия ЗУНов. Да-да, тех самых знаний, умений, навыков, которым полагалось учить детей для пользы их дальнейшей жизни. Только вот без стержня учить и воспитывать сложно: нет старых ценностей – будут другие. Педагоги и новаторы, следуя генеральной линии младореформаторов Гайдара, взяли за основу западный «общечеловеческий» опыт, прямо вытекающий из философии потребления. Традиционное образование стало «отстоем», а вместо советского целеполагания возобладал выбор – школы, учителя, учебника, набора дисциплин, модели поведения.

Выбор придал образованию под эгидой гуманизма вполне товарный вид. Школа стала не учить, а предоставлять образовательные услуги и готовить не будущего творца, а квалифицированного потребителя. Главное – выбрать уже данный правильный ответ, а все остальные – глупости, так называемое образование вторично. Соответственно, статус и роль учителя при таком подходе тоже перестали быть в доминанте.

Сейчас Россия в четвертом десятке по качеству массового образования. Уровень обученности тревожит общественность и работодателей. Количества нужных специалистов (при определенной доле утечки мозгов) для создания амбициозных проектов цифровой экономики тоже явно маловато.

Pro et contra

С появлением первой женщины – министра образования Ольги Васильевой впервые за 30 лет вроде бы забрезжила надежда для тех, кто считал ошибкой утрату традиций национального образования. Последние предложения Минобра прямо указывают на отход от западной модели и возврат к былым ценностям.

Идея проста и понятна: процессу обучения и воспитания необходимо единое образовательное пространство. Оно нужно для того, чтобы единые для всех регионов образовательные стандарты и программы позволили мальчику, переехавшему с семьей из Калининграда на Сахалин, не чувствовать себя иностранцем в родной стране.

Реформа началась с возврата утраченной в 1990-х астрономии, затем пошло сокращение числа учебников… 400 учебников для начальных классов! Мыслимо ли? В ближайших планах – сокращение линейки по всем предметам до двух-трех наименований. Более того, по части предметов предполагаются электронные учебники, значит, неподъемный ранец сильно похудеет.

Пока еще в тестовом режиме появились дисциплины «Основы кибербезопасности», «Психология» и… «Шахматы». Вслед за астрономией Ольга Васильева стряхнула пыль еще с одного образовательного артефакта советской эпохи – трудового воспитания.

– Без трудолюбия, без навыков, которыми прежде всего мы обязаны семье и школе, мы не можем жить, – полагает Ольга Васильева.

Финансовой грамотности начнут учить с детского сада: распознавать банкноты РФ, осуществлять простейшие вычислительные действия, повышать уровень самостоятельности при расчетах… От кабинета министра поступило и еще одно инновационное предложение – ввести внеурочные занятия по предпринимательской деятельности. И обязательные для каждой школы пять кружков разной направленности.

А с 2020 года все школьники будут сдавать обязательный экзамен по истории. И насчет излюбленного вопроса для всех россиян: ЕГЭ не отменят, но будут совершенствовать. В списке дисциплин – претендентов на обязательный статус фигурируют физика, обществознание, литература, иностранный язык. Также рассматривается вариант поэтапного проведения ЕГЭ, но уже по всем предметам.

Важно и то, что количество бюджетных мест в вузах будет увеличиваться на 3–4% каждый год. Наиболее востребованными специальностями для страны сегодня являются программирование (компьютерные технологии), промышленное и гражданское строительство, коммуникационные технологии, юриспруденция…

Догнать Мексику

Другой подход к реформе образования изложен в докладе «12 решений для нового образования» от признанного центра либерализма в России – Высшей школы экономики для заказчика – Центра стратегических разработок Алексея Кудрина.

Идеологический смысл «12 решений» – «создание нового человека» через непрерывный процесс жизни. Первый этап предлагает создание патроната для детей в возрасте до трех лет, чем займутся порядка 12 тыс. специально обученных специалистов по детскому развитию. Они должны будут не реже раза в месяц консультировать семьи на предмет правильности воспитания своих детей. Следующий этап призван дать всем детям в возрасте шести лет возможность некоего годового дошкольного образовательного курса.

В «школьной» же части доклад предлагает быстрый переход на «цифру» с частичной заменой учебников учебно-методическими комплексами и автоматизацию отчетности.

В качестве первого шага реформаторы от «вышки» хотят… ликвидировать министерство образования. Ну и, конечно же, финансы: чтобы соответствовать уровню цифровой экономики, траты на образование должны быть больше, чем на медицину. На свою реформу авторы просят сущие «копейки» – 8 трлн рублей.

А теперь посмотрим на цели. Если практические шаги консервативной реформы предлагают хоть и весьма туманно, но под шквалом критики левых и правых подогнать уровень качества образования к запросам населения и перспективам развития общества и экономики, то либеральная реформа предлагает создать нечто по «стандартам цивилизованных стран», чтобы выйти на уровень развитых государств Организации экономического сотрудничества и развития, куда, например, входят Латвия, Эстония и Мексика.

Наш ли это уровень притязаний на лидирующие позиции в цифровой экономике?

 

 

МНЕНИЕ

Александр Панов, старший научный сотрудник НМО «Ресурс», учитель-методист

– Профессиональное сообщество убедилось, что министр образования и науки Ольга Васильева начала политику восстановления лучших достижений отечественного образования, его относительной стабилизации, преодоления потока перманентных новаций. Процесс идет естественно, без надрыва, и уже есть обнадеживающие результаты.

Что же касается экспертного доклада «12 решений для нового образования» от ВШЭ, то новых денег на проведение экстравагантных реформ требуют те же люди, которые десятилетиями монопольно распоряжались в этой сфере. Требуют, ни разу, никаким образом не отчитавшись ни за результаты своих двадцатилетних изысков, ни за эффективность истраченных «многоярдов».

По содержанию проект ВШЭ сырой, плохо обоснован как эмпирически, так и теоретически. Чего только стоит набор через запятую громких лозунгов: «тотальная цифровизация образования», «доминанта дистанционного обучения», «игнорирование воспитания», «проблемность трудового обучения». Можно сказать, что предложения слабо опираются на то, что уже есть в образовании.

Если по-честному, то пора бы уже прекратить бесконечные модные квазиновации.

Образование нуждается в таких условиях, благодаря которым профессиональный учитель с помощью современных программ и учебников, получая достойную зарплату, сможет четко исполнять свою государственную функцию – качественно учить и воспитывать детей.

Автор: Григорий Шатров

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

35 + = 43