Школьники Томской области предложили инновационные проекты для улучшения городской среды

Валентина Артемьева

Фото: Алена Кардаш

Победители и эксперты

Десятиклассник 64-й школы Иосиф Гузеев живет в Тимирязевском. Летом он частенько наведывался на свое любимое Песчаное озеро, чтобы искупаться и позагорать. Но в последние годы у школьника пропала охота там отдыхать – уж слишком непривлекательным оно стало: тиной затянуло когда-то прозрачную озерную гладь, дно и берега завалены мусором.

Когда в школе инновационного предпринимательства InnoTEAM предстояло выбрать одну из четырех тем, Иосиф без раздумий взялся за разработку проекта в области зеленых технологий и заразил этой идеей попавших в его команду томских школьниц.

От вуза к школе

В течение четырех дней 40 школьников из Томска, Северска, Тимирязевского, Кисловки в дни осенних каникул спешили в бизнес-инкубатор ТГУ. Здесь для ребят от 11 до 17 лет проходили не просто уроки, а настоящие мастер-классы по управлению проектами, маркетингу, составлению презентаций.

Организовали занятия в школе инновационного предпринимательства InnoTEAM-2015 сотрудники Томского государственного университета при поддержке управления молодежной политики администрации Томска. Этот проект реализуется в рамках дорожной карты, принятой после подписания соглашения о долгосрочном сотрудничестве мэром Иваном Кляйном и ректором ТГУ Эдуардом Галажинским.

– В 2012 году мы проводили InnoTEAM среди студентов, – вспоминает первый опыт подобного мероприятия заместитель проректора по научной работе ТГУ Ольга Бабкина. – Мы взяли ребят 17 факультетов, перетасовали их между собой и собрали в группы по три-четыре человека. Нам хотелось посмотреть, насколько они способны работать с инновационными проектами. Эффект получился необычный. Сначала участники пытались определиться по направлениям: технари – гуманитарии. Из десяти команд пять сформировали свои проекты и стали их продвигать. Знаю, что два из них находятся в хорошей, зрелой стадии. Опыт со студентами был интересен, но отмечу один недостаток – им не хватило драйва: эти ребята очень сильно заняты в учебном процессе, отвлекаются на личные дела. В этот раз решили попробовать со школьниками.

После четырех дней насыщенных занятий юные инноваторы представили жюри 10 инновационных проектов. Они касались таких направлений, как зеленые технологии, робототехника, IT-технологии, новые материалы для строительства.

Безопасные пешеходные переходы, отечественный робот-пылесос, умная парта, автоматический полив комнатных растений и газонов, антигололедное средство, адаптация студентов-первокурсников в городской среде, очистка озера с помощью живых организмов и растений – вот неполный перечень инвестиционных проектов, подготовленных в недрах InnoTEAM-2015.

В роли экспертов выступали начальник управления молодежной политики городской администрации Евгений Вагнер, директор Центра урбанистики и регионального развития ТГУ Алексей Козьмин, начальник инновационного управления ТУСУРа Лидия Мухорьянова, руководитель направления «Робототехника» ЦМИТ ТУСУР Никита Зац, старший научный сотрудник лаборатории каталитических исследований химического факультета ТГУ Михаил Салаев, специалист управления по молодежной политике ТГУ Алексей Анисимов.

За идею – планшет

По итогам защиты самым продуманным и перспективным оказался проект по разработке автомата по приему батареек и энергосберегающих ламп. Его представили на суд экспертов Юлия Аноп, Юлия Цымбал, Ксения Толстикова и Алексей Лапшин.

– Идея пришла не спонтанно, мы остановились на ней по той причине, что аналогов подобных автоматов сейчас просто нет, – рассказывает менеджер проекта восьмиклассница Ксения Толстикова. – Мало кто из нас задумывается о том, что электрические лампочки и аккумуляторные батарейки токсичны. А проблемы экологии сегодня актуальны для всего человечества, все понимают, где мы живем и чем дышим.

В будущем юная томичка видит себя гендиректором компании Applе.

Придуманный ребятами автомат призван сделать утилизацию опасных бытовых отходов простой и эффективной. Вот что говорит ученица гимназии № 13 Юлия Цымбал:

– Сегодня существуют пункты сбора использованных батареек и лампочек, но автоматов как таковых нет. Люди ленятся нести их в специализированные торговые центры или на сборные пункты, поэтому легко выбрасывают отработавшие срок опасные предметы в мусорные контейнеры. Мы же решили поставить такие автоматы в торговых и специализированных центрах бытовой техники и внедрить систему купонов для стимуляции покупателей. Пока существует вариант коммерческого автомата, но мы хотим сделать его социальным, с голосовыми функциями.

Команда-победитель намерена и дальше продвигать свой проект. Ребята верят, что, если сделают первый образец, за ним последует массовое производство. А там, как знать, может быть, первый автомат по приему отработанных электроламп или батареек появится именно в Томске…

Проблема утилизации этих предметов в обществе на слуху. Во время обсуждения проекта-победителя один из экспертов вспомнил об акции с побудительным названием «Батарейка, сдавайся!», которая проходила не так давно в областном центре.

Диплом второй степени получила разработка антигололедного средства. Его авторы Максим Спиридонов, Дарья Щербакова, Дарья Шукшина и Екатерина Коваленок предложили создать эффективную альтернативу традиционным средствам, чтобы снизить аварийность на дорогах в зимний период.

Третье место эксперты присудили проекту «Умная парта». Елена Шахова, Екатерина Куровская, Милана Кицанова и Антон Черненький предложили идею, как избавить школьников от тяжелых рюкзаков с учебниками и сделать уроки более продуктивными.

Проба сил

– Мы создали InnoTEAM как площадку, где школьники могли бы познакомиться с основами инновационного предпринимательства и попробовать себя в этой сфере, – рассказывает организатор Ольга Бабкина. – По ходу программы мы наблюдали за тем, как раскрываются ребята, какие интересные идеи они придумывают и как увлеченно над ними работают.

Ольга Бабкина отметила, что несколько команд планируют продолжить работу над своими проектами, все это время их будут курировать специалисты ТГУ.

Участие в этом проекте дало ребятам, а тем более победителям, прекрасную возможность быть замеченными преподавателями ТГУ и в какой-то мере облегчит им поступление в этот старейший университет страны и мира.

Бесценный опыт

Хоть Иосиф Гузеев и не вошел в тройку призеров, он не отчаивается:

– Для меня работа в этой школе стала хорошим опытом. Мне понравились лекции о том, как составлять свой бизнес-план, из каких частей он состоит. Своих партнеров по команде я до этого не знал, познакомился уже в процессе подготовки проекта, но за это время мы научились понимать и слышать друг друга.

Мнения экспертов InnoTEAM-2015

Алексей Козьмин, директор Центра урбанистики и регионального развития ТГУ:

– Я получил большой позитивный заряд. Очень рад, что на выходе мы видим такие интересные проекты, хотя были и однотипные. На будущее хочу посоветовать ребятам: предпринимательство – это не шаблоны, а, наоборот, разрыв шаблонов. Это прорыв, изобретение чего-то нового, меняющего рынки, меняющего схемы деятельности. Настоящий предприниматель – это тот человек, который открывает новые ниши. Причем предприниматель – это не всегда про деньги, они есть и в других сферах. Хочу пожелать всем участникам успехов и прорыва в жизни и учебной деятельности.

Евгений Вагнер, начальник управления молодежной политики городской администрации:

– Ребята меня потрясли: будучи школьниками, разрабатывать проекты такого уровня и затем достойно представлять их на суд экспертов за считаные дни – это что-то невозможное. За это огромное спасибо наставникам, менторам, которые плотно работали с ребятами. Я первую презентацию готовил на втором курсе и еще помню, как все было непросто и хлопотно. А ученики 6–10-х классов делают презентации, составляют бизнес-планы, причем в комплексе «инновации – социум – экономика». Уверен, после такой школы этих ребят ждет большое будущее.

Сейчас в них закладывается фундамент интереса к научно-техническому творчеству, к решению социально-экономических проблем города (будь то гололед либо грязные озера). В этом, на мой взгляд, проявляется их неравнодушное отношение к среде, в которой они живут. И, пожалуй, самое главное – школьники предлагают собственные варианты решения этих проблем. Я захватил с собой порошок для борьбы с гололедом, сначала изучу его сам и затем передам специалистам «Спецавтохозяйства». Эта смесь, по словам ребят, разрабатывается и используется в Новосибирске. Думаю, наши специалисты изучат химический состав, стоимость, и возможно, что в будущем году эта разработка найдет свое применение и на наших дорогах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + восемь =