Школы в режиме модернизации

Александр Щипков о будущем общеобразовательных учреждений области

Исполнилось четыре месяца, как Александр Щипков рулит областным образованием. Срок короткий для каких-то кардинальных действий, но достаточный для того, чтобы оценить общую ситуацию и определить векторы движения. Сегодня Александр Андреевич делится с читателями «ТВ» своими мыслями о том, какой должна быть современная школа и что необходимо сделать для ее модернизации.

 

«Вузы – визитная карточка Томска. Не использовать этот потенциал для повышения образовательного уровня наших детей неправильно и даже непростительно».

 

Важно не опоздать

Александр Щипков

– Когда заходит речь о модернизации образования, – говорит Александр Щипков, – широкой массе людей хочется узнать, что реально ждет систему через год, через два, через пять лет. Им нужна картинка: сохранятся ли школы, или дети будут сидеть дома перед компьютерами и получать образование в виртуальном режиме. Могу заверить: школы не исчезнут. А вот содержание образования и образовательные технологии должны измениться. Причем существенно. И даже, возможно, революционно. Наша задача – не отстать от стремительных темпов жизни, успеть создать такие условия, в которых ребенок лучше воспримет ту или иную тему. То есть сегодня условия сами становятся образовательным фактором. Например, информационная компетентность не появится, если у ребенка в образовательном процессе не используется компьютер. То же самое и с исследовательскими и практическими навыками: чтобы их приобрести, ученику нужно поработать на лабораторном оборудовании и на современных станках в школе или в учреждениях дополнительного образования.

Выбрать индивидуальную траекторию

– Обязательным моментом должна стать индивидуализация образования. С одной стороны, школа обязана дать некий базовый фундамент знаний. С другой – необходимо предоставить ребенку возможность углубленно заниматься теми предметами, которые ему наиболее интересны. Школе придется ориентироваться на индивидуальные склонности детей. Если, скажем, лет пять назад мы говорили об индивидуальных образовательных траекториях как о грядущей задаче, то сегодня уже имеем реальные примеры, когда учеников сопровождает не просто учитель, а тьютор. То есть в некоторых образовательных учреждениях рядом с учеником появился профессионал, который помогает ему определиться с интересами и поддерживает его в стремлении добиться индивидуального прогресса. Условия для индивидуальной мотивации детей по интересам необходимо создать во всей общеобразовательной системе.

Решать коллективно

– В своих усилиях общеобразовательная школа не должна быть одинока. Равноправными участниками процесса индивидуализации обучения предстоит стать учреждениям дополнительного образования, инновационным предприятиям и, безусловно, вузам. У последних главная функция во взаимодействии со школами – профориентация детей, а главная мотивация – привлечение потенциальных абитуриентов. Уже сегодня у нас существует целый ряд организационных форм подобного взаимодействия. Например, на базе ТГПУ создан центр физико-математического образования, там работают люди, которые вовлекают детей в исследовательские проекты и готовят их к олимпиадам. При ТПУ действуют дистанционные школы и лицей. Множество проектов у ТГУ: институт дистанционного образования, образовательный портал, физматшкола и так далее. Сотрудниками Северского технологического института разработан комплект учебников про мирный атом (начиная с 5-го класса) и реализуется идея школьного ядерного университета. Очень хорошо зарекомендовал себя проект ТУСУРа «Школьный университет». В общем, сделано много системных вещей, позволяющих школьникам использовать потенциал университетов. Но вот чего у нас пока нет, так это взаимодействия с инновационными предприятиями. А ведь ребенку даже просто увидеть, как производятся уникальные продукты, очень интересно. К тому же это мотивация к получению соответствующей профессии.

Повысить статус педагога

– Возможно, я повторю прописные истины, но, чтобы решать задачи, стоящие перед школой, в ней должны работать неординарные личности. Что надо сделать, чтобы такие люди пошли в учительство? Здесь много нюансов. Но главное – достойная зарплата. Сегодня она, аккуратно говоря, низковата. Минобрнауки запустило крупномасштабный проект модернизации региональных систем образования, в нем поставлена задача за три года довести зарплату учителя до средней по экономике каждого региона. В Томской области такая задача поставлена на 2012 год. Сейчас нами уже подписано соглашение с Минобрнауки, в котором область берет на себя обязательство это условие выполнить к концу текущего года.

Сделать рывок в открытое пространство

– Федерация выделяет нам в этом году 498 млн рублей на дальнейшую модернизацию образования. Часть средств пойдет на повышение квалификации и совершенствование системы аттестации педагогов. Часть – на создание соответствующих условий в образовательных учреждениях (приобретение учебного оборудования, оборудования для столовых, медкабинетов, спортивного инвентаря). Это должно не только улучшить условия ведения образовательного процесса, но и повлиять на содержание образования и его результаты. Мы понимаем, что предусмотренных денег на все не хватит: слишком велик был период недофинансирования в 1990-х – начале 2000-х. Многое берет на себя регион. Наша областная власть даже раньше федеральной реализовала ряд проектов, направленных на развитие школ. Это и поощрение лучших учреждений, лучших учителей, и поддержка одаренных детей, создание специализированных учебных заведений – Светленского лицея, физико-технического лицея, кадетских корпусов и т.д. По специальной программе проведен капитальный ремонт ветхих школ. Все это дало результаты: появились инновационные школы и учителя, реализующие инновационные образовательные программы. Сейчас наша задача – эти результаты превратить в некое системное движение, чтобы все общее образование области сделало рывок вперед. В комплексе мер за основу мы взяли принцип открытого образовательного пространства, то есть взаимодействие как можно большего числа участников, работающих на образовательную траекторию ученика. За 2012 год для нас очень важно организационно и технически продвинуться по двум направлениям: взаимосвязь различных учреждений и развитие дистанционных форм обучения. Кроме того, особая задача стоит по выявлению и сопровождению одаренных детей. Для этого на базе одного из областных образовательных учреждений будет создан координационный центр по работе с одаренными детьми.

 

«Могу заверить: школы не исчезнут. А вот содержание образования и образовательные технологии должны измениться», – уверен Александр Щипков

 Справка «ТВ»

Александр Щипков – начальник департамента общего образования Томской области. Родился в 1962 году в Томске. Окончил ТПИ (ныне НИ ТПУ). Кандидат технических наук. Работал преподавателем в ТПУ и Северском технологическом институте. C 2002 по 2010 годы возглавлял управление образования ЗАТО Северск. В октябре 2011 назначен на нынешнюю должность.

 Статфакт

  • – В конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, приняли участие 109 (всего их в Томской области 350), 61 стало победителем.
  • – В конкурсном отборе луших учителей общеобразовательных учреждений приняли участие 778 человек (всего учителей в ТО более 7,5 тыс.), стали победителями 285.
  • – Информационные технологии в образовательном процесе: 2005 год – 33 ученика на один компьютер, 2011 год – 14 учеников на один компьютер.
  • – 98,3% школьников Томской области обучаются в общеобразовательных учреждениях, имеющих скоротной выход в Интернет. Скорость канала не менее 128 кБит/сек.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *