Скандал вокруг «сиротского» дома

В конфликте по дому на ул. Заливной самыми пострадавшими могут стать бывшие воспитанники детских домов

На этой неделе мэрия Томска получила уведомление: на приобретение жилья для детей-сирот областной бюджет перечисляет городу еще 39 млн рублей. Как будут использованы эти деньги? Муниципалитет и дальше станет покупать жилье в многоквартирниках, подобных тому, что построен на ул. Заливной, 19. Решение вопроса во многом зависит от позиции прокуратуры, представители которой в ходе начавшейся проверки выезжали на объект, вызвавший много споров.

Дело в том, что, как сообщил «ТН» руководитель областного Управления Росреестра Сергей Занкин, право собственности зарегистрировано не на многоквартирный жилой дом, а в упрощенном порядке – как на объект индивидуального жилищного строительства. Для регистрации достаточно кадастрового паспорта на объект, документа на земельный участок.

Госэкпертизу в начале строительства, как и стройнадзор в процессе возведения объекта, такие дома не проходят, поэтому, были ли допущены нарушения в процессе, жильцы узнают лишь после заселения…

Между тем бывшие воспитанники детдомов написали письмо мэру Томска с просьбой не расторгать договор купли-продажи квартир на ул. Заливной: детям-сиротам впервые в Томске купили жилье не на окраине, не в общаге, а в центре города, в новостройке. И сироты боятся, едва приобретя жилье, тут же его потерять.

Квартиры в доме на ул. Заливной городу стоили в среднем 58,8 тыс. рублей за «квадрат»

Скандальная покупка

Напомним, несколько месяцев назад мэрия через муниципальный Центр по социальной политике купила 15 квартир в новостройке по ул. Заливной, 19, и эта сделка уже в скором времени вызвала настоящий скандал. В прокуратуру поступило несколько писем, ставших поводом для проверки. Теперь прокуратуре предстоит ответить на несколько вопросов. Действительно ли мэрия приобрела жилье в самовольно возведенном строении? На самом ли деле дом построен в зоне охраняемого природного ландшафта, где строить запрещено? Находится ли дом в районе оползневой зоны? Нарушены ли санитарные нормы, то есть действительно ли в квартирах нет кухни, а в самом доме вместо канализации – выгребная яма?

На критику представители городской власти реагировали по-разному.

Заммэра по социальным вопросам Алексей Балановский – спокойно: «Дом узаконенный, мы покупали жилье в строении, у которого есть свидетельство о собственности и который соответствует нормам».

Но уже несколькими днями позже на заседании городской думы мэр Николай Николайчук сделал резкое заявление: «Договор о покупке 15 квартир для детей-сирот в доме по Заливной, 19, будет расторгнут, а выплаченные продавцу деньги вернутся в бюджет в ближайшее время».

А спустя еще несколько дней от управделами Александра Цымбалюка журналисты узнали: договор не расторгнут, поскольку пока на это нет оснований, а межведомственная комиссия (в составе исключительно представители городской администрации) изучает ситуацию: первое заседание прошло неделю назад, второе еще не назначено. По итогам и будет принято решение, как «вырулить» из этой ситуации.

Прокурорское вмешательство

Прокуратуры города и Советского района начали проверки по факту купли-продажи жилья в доме на Заливной. Прокуроры работали на адресе 11 сентября. Застройщик Вусал Абдуллаев уверяет, что предоставил проверяющим все необходимые документы. Среди них – подтверждающие законность строения: дом узаконен по упрощенной процедуре («дачная амнистия»), многоквартирник на самом деле был построен на месте индивидуального жилого дома, но сейчас свидетельства о собственности есть на каждую из 75 квартир.

– И что бы в «Водоканале» ни говорили, у меня есть разрешения на отведение канализационных стоков. Сначала был договор на водоотведение только на период строительства, позже получили новый – уже после ввода дома в эксплуатацию. И около многоквартирника не выгребная яма, а канализация, подключенная к централизованной системе, – заверил Вусал.

Согласятся ли с ним прокуроры, станет известно ближе к концу сентября.

Не выплеснуть ребенка

– Столько шума из-за этой покупки, – расстроена руководитель Центра по социальной политике Галина Маракулина. – Прежде чем приобрести жилье, мы увидели все интересующие нас документы: свидетельства о собственности на дом и квартиры, технический и кадастровый паспорта. Не было никаких оснований для того, чтобы более подробно изучать историю строительства дома на Заливной и консультироваться, к примеру, с департаментом градостроительства. Что касается жилья, которое не соответствует санитарным нормам, то и эти упреки безосновательны. Мы приобрели жилые помещения общей площадью не менее17 кв. мс отведенным местом для приготовления пищи (кухня). Единственное «но» – кухня предусмотрена за перегородкой, ее на самом деле нет, но если проблема только в этом, то застройщик готов возвести перегородки во всех квартирах. На вопрос о канализации не готова дать однозначный ответ: по документам она есть, согласно санитарным требованиям канализация может быть как централизованной, так и автономной. Не знаю, что там не так.

Со слов Галины Маракулиной, увлекшись нюансами сделки, депутаты и представители общественности забыли о сиротах, которые уже живут в доме. А они, пока развивается скандал, находятся в состоянии стресса. Маракулина встретилась с получателями жилья, ответила на вопросы, среди которых самый больной: «Нам придется съезжать?»

Бывших воспитанников, которые на этой неделе написали письмо мэру с просьбой не расторгать договор купли-продажи квартир на ул. Заливной, понять можно: детям-сиротам впервые в Томске купили жилье не на окраине, не в общаге, а в центре города, в новостройке. И сироты боятся, едва приобретя жилье, тут же его потерять.

Галина Маракулина: «Мы уже сделали определенные выводы: если и будем покупать жилье в новостройках, то, видимо, только после консультаций с департаментом градостроительства, чтобы исключить потенциально проблемные дома».

Реплика с одного из томских форумов, где обсуждали конфликт, связанный с домом на ул. Заливной, 19: «Я тоже сирота. Мне администрация города по решению суда купила гостинку (17,8 кв. м) в Кольцевом проезде, 43/4. Я получила ключи от квартиры, такая счастливая и радостная… Но моя гостинка обошлась городу в 850 тыс. рублей, еще 20 тыс. рублей мне пришлось самой заплатить агентству. Оказалось, в доме был сломан отопительный котел, нужно было покупать новый, покупка обошлась в 110 тыс. рублей – сумму раскидали на 18 квартир, для меня это существенные затраты. В доме своя кочегарка, покупаем уголь, платим зарплату кочегарам. В месяц только за тепло выходит 3 500 рублей, и все равно холодно. Таких, как я, в Томске много, нам покупают непонятно где, непонятно что и непонятно в каком состоянии».

Застройщик Вусал Абдуллаев обещал показать «ТН» все документы: свидетельства о собственности, техусловия, открыть канализацию и показать, что стоки попадают не в выгребную яму, а в централизованную систему канализации. Застройщик сам назначил время для звонка, но с тех пор все попытки дозвониться до него оказались тщетными

Результат бесконтрольности

Как сообщил «ТН» руководитель областного Управления Росреестра Сергей Занкин, право собственности зарегистрировано не на многоквартирный жилой дом, а в упрощенном порядке – как на объект индивидуального жилищного строительства. Для регистрации достаточно кадастрового паспорта на объект, документа на земельный участок.

Госэкпертизу в начале строительства, как и стройнадзор в процессе возведения объекта, такие дома не проходят, поэтому, были ли допущены нарушения в процессе, жильцы узнают лишь после заселения. Так было и с домом на ул. Каховской, 133, где частник выстроил двухэтажку, а мэрия купила у него жилье для детей-сирот. С похолоданием полезли и проблемы: бойлер разорвало, стены стали промерзать.

Для Томска это актуальная проблема: на месте небольших частных усадеб возводятся многоквартирники – на ул. Киевской, Ачинской, в районе Колхозной. И местная власть не знает, как противостоять такой застройке. Между тем летом этого года в Подмосковье такой же дом, превратившийся из индивидуального в многоквартирный, снесли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − десять =