Скандально, пока свежее

Презентовать работы в Томск приехал лично один из художников скандально известного новосибирского дуэта «Синие носы» Вячеслав Мизин. В интервью «ТВ» он рассказал об искусстве для мобильных телефонов, о Путине как дорогом перстне для олигархов и о том, чем современный арт похож на фундаментальную математику.

 

Вячеслав Мизин

О политических взглядах

– У меня они отсутствуют. Конечно, художник не может оставаться в стороне от политических событий, он как раз должен находиться в самой гуще. Но являть собой он должен что-то вроде критического анализатора действительности. То есть для меня все равны, что Путин, что Жириновский, что бурчащий дедушка с моего подъезда, причем последний мне даже ближе, чем люди из телевизора. Другое дело, что у меня, как у художника, по отношению к ним всегда есть юмористически критическая дистанция. Я слушаю и думаю, как этого человека можно представить в художественном образе.

Последнее, что мы придумали, когда ехали на выставку в Томск, это набор ювелирных украшений для выборов. Например, Путин. Это дорогие перстни для олигархов с изображением Владимира Владимировича. Типа я не такой, как Ходорковский, я ваш, пацаны, буржуйский. Или, например, Жириновский. Я бы его представил в таком сверхкитчевом колье с надписью «Вольфыч, Вольфыч, Вольфыч». Для дискотеки. Художник словно объектив фотокамеры. Я за всем слежу, о чем-то думаю и потом, как зеркало, все это показываю, но только в слегка идиотизированном веселом виде.

 

Об эпатаже и нравственности

– Эстетика искусства строится из разных слоев. Первый – зацепить внимание зрителя. Эпатаж, конечно, самый примитивный метод воздействия, но это общеупотребимая технология. Сначала показываешь что-то, что вызовет реакцию, а дальше уже идут новые смыслы. Если твою работу никто не заметит, то ты просто плохой художник.

В искусстве нужны знаки, указывающие направление, как на дороге. Если ты едешь по шоссе темной ночью и впереди крутой поворот, а знака нет, ты можешь разбиться. Здесь то же самое. О чем говорил бы и что запрещал бы министр культуры, если бы увидел не целующихся милиционеров (одна из работ «Синих носов». – Ред.), а три розовых кружочка и черную палочку? Он бы просто не заметил этого! Что касается голых тел в наших работах… Скульптуры обнаженной Венеры Милосской и Аполлона в Лувре почему-то ни у кого не вызывают вопросов.

 

О современном искусстве

– Говоря, что делаем современное искусство для народа, мы, конечно, лукавим. Показываем-то мы его, как правило, на всяких зарубежных биеннале. Но в этом и отличие современного искусства от массовой поп-культуры – от того, что делает, например, Филипп Киркоров. Работу художника если увидели 100–200 человек, то этого

достаточно. У художника нет необходимости иметь свой диск в каждой деревне, как Киркорову.

Вообще, область современного искусства вполне можно сравнить с фундаментальной математикой. По сути, это критическое исследование общества и его развития. Панк-культура когда-то тоже была запретной, а сегодня Sex Pistols – это классика. А какие дебаты шли по поводу «Бурлаков на Волге», потому что они показывали низменное вместо прекрасного? Сейчас это уже академическое искусство. «Синие носы» называются скандальными просто потому, что это пока свежее.

О новых проектах

– Сейчас мы готовимся к выставке в Барселоне. Речь будет идти об идеологических развалинах, в которые мы хотим вдохнуть новое содержание. Например, берем книгу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», делаем в ней дырку, вс

тавляем туда монитор, откуда Ленин кулачком грозит: социализм, мол, вернется! Получается как обычно у нас – смешно и весело. А еще есть идея делать искусство для мобильных телефонов. Зачем ждать выставку «Синих носов» два-три года, когда можно все работы разослать обычным контентом через блютуc?..

 

 Справка «ТВ»

«Синие носы» – одни из ярких представителей российского актуального искусства начала ХХI века. Вячеслав Мизин и Александр Шабуров начали вместе работать в 1999 году. Название группа получила после одного из первых своих перформансов, когда художники снимали пародии на популярные телевизионные жанры, надев на нос синие крышки от пластиковых бутылок. Работы «Синих носов» неоднократно вызывали скандалы, задерживались таможней и были объектом судебных разбирательств, отчего Мизин и Шабуров в шутку именуют себя «самыми запрещенными художниками России».

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =