Бизнес
30.03.2018

Сколько игроков в мусорном бизнесе Томской области?

Статей на сайте: 16219

«Умный город», «столица инноваций», «территория опережающего развития»… мы привыкли, что Томск позиционируется так. Но, похоже, все эти красивые эпитеты – для внутреннего употребления. Вовне столицу региона-70 воспринимают, скорее, как большое пространство, отлично подходящее для свалки. Вот и «политик от экологии» Олег Митволь задумал переместить опасные промышленные отходы из-под Питера под Томск. Ничего личного: просто так «склалось» исторически. Сибирский химический комбинат с его хранилищем радиоактивных отходов, немереные площади Васюганских болот, куда с середины прошлого века падали ступени ракет, очень низкая плотность населения при высокой концентрации человеческого мусора (процент судимых в Томской области очень высок) … Да и сам город местами напоминает одну большую свалку истории. Стоит ли удивляться, что экодеятели российского масштаба уготовили «Сибирским Афинам» роль этакого глобального полигона?

Поздно пить боржоми

Неутомимый борец с грузинской минералкой, молдавскими винами et cetera, экс-префект Северного административного округа города Москвы и бывший заместитель руководителя Росприроднадзора уже год является главой «нашего» «Полигона», расположенного в районе Кузовлевского тракта, неподалеку от СХК и «Томскнефтехима». От «Нефтехима» до полигона, где уже захоронено огромное количество промышленных отходов, включая вещества первого класса опасности, всего восемь километров. А от комбината уже рукой подать до зоны, которая недавно отведена под массовое жилищное строительство. Как нам такой эксперимент? Может, к нему присоединится Олег Львович? А что бы ему лично не обзавестись недвижимостью на краешке всероссийской помойки? Как вообще получилось, что госсобственность под Томском стала куском частного пирога, принадлежащего господину Митволю? Причем случилось это не в лихие 90-е, которые не поминает добрым словом только ленивый, а гораздо позже?

Конфликт, связанный с размещением промышленных отходов в Томской области, разгорелся в конце февраля. По сообщению издания «Фонтанка.ру», Контрольное управление Президента РФ утверждает, что Минприроды России не проработало предложения главы АО «Полигон» Олега Митволя по поводу рекультивации полигона «Красный Бор». Ну то есть самый известный эколог России предлагал вывезти в окрестности Томска опасные отходы из Ленинградской области. А глава ведомства Донской счел, что перевозка отходов с «Красного Бора» на АО «Полигон» должна исключить риск негативного воздействия на окружающую среду. На что Михаил Брюханов, начальник Управления Президента по обеспечению деятельности Государственного совета РФ, отвечает: перевозка таких грузов осуществляется практически ежедневно и уже отрегулирована.

Пока паны дерутся

Рискнем предположить – томичей вряд ли спросят, желают ли они иметь высокотоксичные отходы из-под Северной столицы в непосредственной близости от областного центра. Однако скандал – всероссийского масштаба – заставил обратить внимание на местные проблемки. В частности, на будущее отдельно взятого муниципального предприятия «Спецавтохозяйство».

Удивительные метаморфозы с «САХом» уже давно стали притчей во языцех. Но в центре внимания общественности в основном оказывается другая сторона деятельности муниципального предприятия – все помнят снежный коллапс предыдущей зимы и последовавшие глобальные финансовые вливания. Деньги, как известно, не пахнут, но, если вслед за снежным Томск охватит коллапс мусорный, мало никому не покажется. А тема с «прихватизацией» земельного участка по соседству с действующим полигоном твердых бытовых отходов Сурово-Сухоречье уже сейчас благоухает за все 36 км, отделяющих областной центр от этого объекта. Да и вся эта история с географией попахивает весьма сомнительно.

Корнями она уходит в далекий 2012 год – именно тогда молодой перспективный менеджер Николай Чаринцев, недавно возглавивший застойное полусовковое МП «Спецавтохозяйство», приобрел мусоросортировочную станцию. На «юношу» возлагал большие надежды тогдашний градоначальник Николай Николайчук, сильно увлекавшийся «постиндустриальными» идеями, а городские депутаты, помнится, рукоплескали, слушая руководителя нового формата. Однако следующего мэра растим!

Станция, она же автоматическая линия перегрузки, должна была появиться в районе Ново-Михайловки, как оказалось позже, в пределах видимости жилых новостроек. Предприятию она обошлась в 400 тыс. евро. Под этот кредит банку было заложено все ликвидное имущество «Спецавтохозяйства».

Трудно сказать, о чем думали городские власти, одной рукой подписывая выделение участка под мусоросортировку, другой – под жилые кварталы. Как «САХ» разруливал бы ситуацию с новоселами, мы никогда уже не узнаем: в последний год мэрства Николайчука случился большой снегопад, и Чаринцеву пришлось сыграть роль козла отпущения. Но мэру это в конечном счете не помогло, и вскоре уже он писал заявление по собственному. И насчет станции у него голова уже не болела. Рассчитываться же по кредиту с банком пришлось уже Кляйну – за счет средств муниципального бюджета. Муниципальное имущество-то надо было выкупать!

Сама станция с тех пор так и лежит под Ново-Михайловкой. Чаринцев же, создав группу компаний «АБФ Логистик», небезуспешно конкурирует с «САХом», раз за разом отхватывая у неповоротливого муниципального монстра один жирный кусок за другим.

Еще остались активы? Тогда мы идем к вам!

Апогеем этой конкурентной борьбы стало появление у главы «Спецавтохозяйства» нового заместителя. Любопытно, что кадровое назначение произошло в разгар снежного кризиса, но «варяга» позвали отнюдь не на роль новой метлы. Господин по фамилии Сыроваткин был призван наладить в МП коммерческую сферу, а именно отвечать за вопросы, связанные с деятельностью компании по вывозу мусора, с логистикой, договорной работой с клиентами, оплатой контрактов и так далее. Причем полномочия ему были даны самые широкие.

По мнению независимых наблюдателей, компетенция нового зама сомнений не вызывала: до перехода в «САХ» он успешно занимался тем же самым, только у Чаринцева. Он один из совладельцев бизнеса группы компаний «AБФ». Причем этот господин не удосужился даже формально избавиться от своей доли в бизнесе прямого и ближайшего конкурента «САХа» на городском рынке мусора… Стоит ли удивляться, что на торгах за крупные мусорные контракты «САХ» вело себя очень странно: тендеры, в которых муниципальная компания участвовала вместе с «АБФ», неизменно вдруг стал выигрывать частный оператор. Доля «САХа» на рынке неуклонно сокращалась, а «АБФ» – росла…

400 тыс. евро – под кредит на такую сумму было заложено все ликвидное имущество «Спецавтохозяйства»

Огласка свою роль сыграла – засланного казачка уволили. Но переломить сложившуюся тенденцию «САХ» уже не мог. В первой декаде декабря «Спецавтохозяйство» лишилось последнего из крупных контрактов на вывоз мусора в 2017 году. Это был контракт с политехническим университетом стоимостью 10 млн рублей. Перед этим «САХ» проиграл тендер ТГУ ценой 6,2 млн и на конкурсах отдал все крупные подрядные контракты на вывоз мусора большинства медицинских организаций Томска, включая контракты с НИИ кардиологии, Томской ЦРБ и МСЧ № 2 и т. д.

В мусорном бизнесе «САХ» остались только муниципальные учреждения, с которыми предприятие работает вообще без всяких конкурсных торгов, потому что само муниципальное, и мизерная доля жилого фонда Томска.

Общий объем годовых мусорных контрактов госучреждений областного центра – примерно 50 млн рублей. За два последних года большую часть этих денег из выручки муниципального «Спецавтохозяйства» увел бывший глава «САХа», совладелец группы компаний «АБФ Логистик» и «ЕА Систем» Чаринцев. Именно его компаниям «Спецавтохозяйство» проигрывало все торги по госконтрактам, и тендеры выглядели так, будто муниципальное предприятие и не собиралось в них побеждать.

Экономика должна быть экономной?

В «Спецавтохозяйстве» будто подсмотрели эту коронную фразу Леонида Ильича и взяли ее на вооружение. Экономика «САХа» не утруждает себя быть эффективной – ей достаточно быть экономной! Бюджетная корова скудно питается и дает мало молока, но она его давала, дает и будет давать. Худо-бедно, на бутербродное масло хватит. Ну или на спред.

В последний год рентабельность мусорного полигона в Сухоречье, который эксплуатирует «САХ», снизилась на 25%: мусоровозы «АБФ Логистик» возят отходы на полигон в соседний Северск. Что намного ближе. Александр Цымбалюк, еще будучи вице-мэром «за всё», обещал логистику Чаринцева проверить. Но то ли времени ему не хватило, то ли желания. Но жители ЗАТО – народ упертый, и если уж они начали писать жалобы на незаконное использование ИХ полигона, своего добьются. Чаринцеву определенно требовался запасной аэродром. А если эффективному менеджеру что-то требуется, он этого добивается. Кто-то не верит?

Еще в прошлом году распоряжением Александра Цымбалюка было создано ООО «Логистический центр» – трогательное объединение волков и ягнят, симбиоз козы и капусты. В «Логистическом центре» 60% – у муниципального «САХа», 40% – у группы компаний «АБФ Логистик». Спорим на щелбаны, что, подобно митволевскому «Полигону», через какое-то время «Центр» скушает муниципальную долю и не поморщится? А городские власти будут искренне удивляться: и как такое могло случиться?

* * *

ООО «Логистический центр» не могло быть передано муниципальное имущество без конкурса. Это противоречит закону. Должен был быть проведен открытый конкурс. Кроме аналогии с господином Митволем в памяти всплывает еще одна – вы помните грандиозные планы тогдашнего томского мэра по передаче городской земли компании «Томские остановки» во главе с шустрыми ребятами из обеих столиц? Ну 3.0 и все такое… Тогда в процесс вмешалась прокуратура, и все кончилось очень, очень печально. А что же сейчас?

По сути дела, у города сегодня нет полигона для захоронения мусора. Действующий, в Сурово-Сухоречье, почти нелегальный. Экономика полигона в безобразном состоянии. Власти города повышают тариф на вывоз ТБО и объясняют это ростом обязательных экологических платежей, но долги и штрафы за экологию как были у «Спецавтохозяйства», так и остались. И закрытие полигона «САХа» – это просто вопрос времени.

Местные бизнесмены, имеющие доступ к каким-то муниципальным активам, прямой или косвенный, со временем почему-то настойчиво начинают считать их своими. А муниципальные чиновники, даже сменяя друг друга, раз от раза и от выборов до выборов наступают на одни и те же грабли. Кто на этот раз отправится на свалку истории?

 

Справка «ТН»

АО «Полигон располагается в районе Кузовлевского тракта на расстоянии около 8 км от «Томскнефтехима». Как следует из информации, размещенной на сайте компании, Томский ПТО в настоящее время имеет мощности для захоронения отходов I–IV классов опасности, кроме жидких негорючих отходов и отработанных масел.

За последние 20 лет эксплуатации полигон принял около 30 тыс. тонн самых опасных отходов. Площадь полигона составляет 37 га.

Петербургский политик «от экологии» и бизнесмен Олег Митволь был избран председателем совета директоров АО «Полигон» в феврале 2017 года.

Полигон «Красный Бор» ввели в эксплуатацию в Тосненском районе Ленинградской области в 1969 году, он предназначен для размещения отходов I–IV классов опасности. Занимает 67,4 га, на 70 карт приходится 46,7 га, в них содержится 2 млн тонн высокотоксичных отходов. Сейчас открыты пять карт, самая большая – 64-я – имеет глубину 24 метра и площадь 26 тыс. кв. м. В конце 2014 года полигон перестал принимать отходы. В середине февраля 2017 года по иску Росприроднадзора у полигона была отозвана лицензия.

Автор: Майя Барецкая

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =