Творческим, продуктивным, наполненным событиями, новыми проектами и  интересными встречами стал  Год театра для Томского областного театра куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана.

 

 

 

Зима. Начало

Порадовав ребятишек новогодними сказками в январе,  уже в феврале  креативная группа молодых актеров пригласила молодежь и публику постарше на свой новый проект – «Актерский эскиз». Взяв за основу лучшие драматургические произведения мировой классики и современных авторов, актеры представили зрителям  четыре самостоятельные работы, выступив в роли режиссеров, бутафоров, сценографов и исполнителей. Зрителей ожидали  «наброски жизни в обстановке театральной условности» по произведениям Павла Пряжко «Когда закончится вой­на» (постановка Сергея Макарова), Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке» (постановка Антона Хонга и Сергея Мириева), Сэмюэля Беккета «А, Джо?» (постановка Анастасии Шульц), «Свой дракон» (литературная основа и постановка Марии Макаровой). На протяжении трех часов поклонники театра  не только наслаждались хорошей драматургией, оценивали  режиссуру и игру артистов, но и вслед за ними перемещались из одного театрального пространства в другое, а потом – в третье и даже в четвертое! 

 

Весна молодости

В  марте в театре чествовали творческую молодежь – победителей конкурса творческих работ «Бойцы невидимого фронта», которые на протяжении месяца создавали фото- и литературные портреты людей закулисья – работников театральных цехов, представителей администрации и прочих сотрудников. Лауреатами в литературных номинациях стали Александра Ивлева («Успешный дебют»), Анастасия Третьякова, Владислава Жданова и Наталья Белодед («Творческая команда»), Дарья Глушенкова («Мастер детали»), Елена Костарева («Креативный подход»), Анфиса Макарова («Лучший блогер»). А лауреатами в фотономинациях – Анастасия Александрова («Поиск в работе»), Анастасия Плотникова («Оригинальное видение»), Александр Пусь («Художественный образ»), Дарья Соврасова («Создание образа»), Лев Мучник («Ретровзгляд»).

В этом же месяце в театре проходил традиционный конкурс поделок «Я – кукольник», приуроченный ко Дню кукольника. И, конечно же, «Скоморох» не остался в стороне от встречи Масленицы, сделав программу «Масленичный переполох».

А в апреле на суд зрителей был представлен новый спектакль главного режиссера театра Сергея Иванникова «Наваждение» (по произведениям из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя). Подобно тому, как за одну ночь мы видим порой сразу несколько снов, сливающихся воедино, так и в спектакле Сергея Иванникова сюжеты и герои «Вечеров…» переплетаются, смешиваются, словно наваждение. На глазах зрителя рождается удивительная картина гоголевского мира с его особой мелодичностью, вихрем внутренних дум, бесшабашной удалью и фантазийностью.

В мае театр принял участие в Сибирском театральном форуме, проходившем в Новосибирске, и сразу же после него отправился со спектаклем «Пикник»  в Брянск на международный фестиваль «Славянские театральные встречи». Фестиваль объединил на различных площадках десятки разножанровых мероприятий театрального, музыкального и изобразительного искусства, книжный фестиваль и фестиваль мастеров декоративно-прикладного искусства, мастер-классы по актерскому мастерству, круглые столы и встречи с известными деятелями российского и зарубежного искусства под названием «Международный славянский фестиваль «ТЕАТР+». Девизом фестиваля в Год театра стала идея «Театр объединяет». 22 театра из России (Брянск, Москва, Новосибирск, Орел, Петрозаводск, Томск, Рязань), Белоруссии (Гомель, Минск, Гродно, Бобруйск) и Болгарии (Пловдив) показали  27 спектаклей по лучшим произведениям русской и зарубежной классики. «Скоморох» не только показал спектакль, но и познакомил жителей Брянска и гостей фестиваля с сюрреалистическими  живописными  полотнами своего главного режиссера Сергея Иванникова. По результатам фестиваля театр был удостоен диплома в номинации «Лучший актерский ансамбль в театре кукол». Второй диплом «За плодотворный творческий поиск в области авторского театра» и специальный приз жюри получил главный режиссер театра Сергей Иванников.

 

Лето в Сибири

Едва вернувшись из Брянска, «Скоморох»  со спектаклем Сергея Иванникова «Откуда берутся сказки»  отправился в Красноярск на масштабный фестиваль «Сибирь. Терра Магика», продемонстрировавший, каким разным по тематике, технике, адресату может быть современный театр кукол, на какую высоту, профессиональную и человеческую, способно подниматься это искусство. Среди других коллективов (из Кургана, Сургута, Челябинска, Улан-Удэ, Барнаула, Екатеринбурга,  Перми, Иркутска, Барнаула, Рязани, Кемерова, Красноярска) «Скоморох» собрал самое большое количество наград, получив звание лауреата фестиваля в номинациях «Лучший спектакль для детей», «Лучшая работа художника по свету» (Кирилл Дейкун) и специальный приз жюри «За яркое воплощение творческого процесса» (Сергей Иванников).

Свой 73-й сезон театр завершил в конце июня премьерой для  детей – сказкой «Как Лиса Медведя обманывала» по известному произведению Михаила Супонина.

Хорошо отдохнув в июле и набравшись сил, коллектив «Скомороха»  в августе  уже в третий раз провел собственный международный фестиваль театров кукол и театров для детей «Сказочный балаганчик Скомороха», который длился пять дней, а участие в нем приняли 10 театров из трех стран. Впервые была представлена театрально-образовательная программа, которая включила в себя творческую встречу с заслуженным работником культуры РФ, доктором искусствоведения, советским и российским историком и теоретиком театра, театральным критиком, педагогом, драматургом, сценаристом Борисом  Голдовским; мастер-класс поэта, журналиста, театрального обозревателя Юрия Татаренко для журналистов «Как писать о театре, чтобы с ним не поссориться»; деловую игру  одного из самых успешных театральных менеджеров страны – директора красноярского ТЮЗа Натальи Кочорашвили «Проектное управление как инструмент привлечения новой аудитории и повышения доходов современного детского театра». Кроме того, в рамках выездного заседания постоянно действующего российского проекта Гильдии драматургов России «Драмачай»  генеральный директор гильдии Юрий Бутунин и руководитель литературно-драматургической части  «Скомороха» Татьяна Ермолицкая провели круглый стол «Недетские «игры» с детским театром» (тенденции развития современной драматургии для детей) и совместно с актерами театра – Екатериной Ромазан, Сергеем Мириевым, Антоном Хонгом, Михаилом Лебедевым, Иваном Мельниковым, Натальей Лаврентьевой, художником по свету Иваном Макаровым – читку пьесы современного петербургского драматурга Елены Радченко «Последнее путешествие Кролика». 

 

Осень на подушках

В сентябре  «Скоморох» пригласил малышей в «Театр на подушках»  на премьеру спектакля  Марины Дюсьметовой «Теремок» по произведению С. Маршака.  Добрый, поучительный, но неназидательный спектакль, очаровательные куклы подарили радостное настроение не только детям, но и их родителям.

В  конце сентября и в октябре в рамках федерального проекта «Большие гастроли» состоялись обменные гастроли челябинского театра кукол им. В. Вольховского и томского театра куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана. «Скоморох» представил  на челябинской сцене три постановки: «Откуда берутся сказки», «Федорино горе» и «Путешествие с куклами». Челябинские коллеги в свою очередь привезли в Томск спектакли «Аистенок и Пугало», «Новый Робин-Бобин» и «Мечта маленького Ослика».

Богатым на события стал и ноябрь. «Скоморох» явился участником сразу двух фестивалей: «Зазеркалье» в Барнауле со спектаклем Сергея Иванникова  «Игра» (по роману Ф.М. Достоевского «Игрок»), за который был награжден двумя лауреатскими дипломами – «Лучшая актерская работа» (заслуженная артистка России Марина Дюсьметова за роль Тарасевичевой) и «Лучшая работа художника по свету» (Кирилл Дейкун) и V Международного театрального фестиваля спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» с постановкой «Откуда берутся сказки» по пьесе А. Богачевой, где режиссер-постановщик  и художник-постановщик  Сергей Иванников был удостоен диплома «За оригинальное режиссерское и сценографическое решение кукольного спектакля».

В этом же месяце театр вновь пригласил своих зрителей на заседание «Драмачая», где публике была представлена читка пьесы известного современного драматурга Игоря Муренко «Призвание – убийца» по произведению С. Кинга «Способный ученик». В ней приняли участие актеры Юрий Орлов, Сергей Мириев и их коллега из Томского театра юного зрителя заслуженный артист Республики Бурятии Всеволод Трунов. Острая, злободневная и слегка провокационная тема вызвала бурные дебаты и столкновения разных точек зрения во время обсуждения, последовавшего после читки.

Все актеры по результатам двух читок были награждены дипломами Гильдии драматургов России, а завлит Татьяна Ермолицкая стала официальным членом гильдии.

 

Зима. Финал

Фестивалей много не бывает! И вот уже в декабре «Скоморох» принял участие в очередном театральном состязании – XIV областном театральном фестивале «Маска», представив на суд публики и столичного жюри  уже упомянутые спектакли «Игра» и «Откуда берутся сказки».

По итогам «Маски» специальным призом жюри за роли Феечек в спектакле Сергея Иванникова «Откуда берутся сказки» были награждены актрисы Христина Данилова и Мария Макарова.  Победительницей в номинации «За честь и достоинство» стала Марина Дюсьметова.

А на томском подведении итогов Года театра в России благодарность администрации Томской области получили главный режиссер лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Сергей Иванников, актриса Олеся Кондратьева, художник-скульптор Елена Лежнина. А заведующий машинно-декорационным цехом Дмитрий Хенкин был награжден Почетной грамотой администрации Томской области.

Замечательные подарки (целых две премьеры!)  приготовил «Скоморох» томичам в канун Нового года.  Один из них  – яркий, зрелищный, наполненный добрым юмором и симпатией к персонажам спектакль для всей семьи «Мартынко» по сказке талантливого самобытного архангельского писателя, фольклориста, художника и сказителя Бориса Шергина.  Постановка главного режиссера театра Сергея Иванникова исключительно кукольная, без использования живого плана и, пожалуй, самая «густонаселенная» за последние годы – более семидесяти кукол было изготовлено для нее! Много сюжетных поворотов,  сказочных превращений и веселых ситуаций  ожидает зрителя до счастливого финала спектакля. Ему предстоит и посмеяться от души, и призадуматься. А главное, понять, что история эта,  созданная Борисом Шергиным еще в прошлом веке и органично соединившая в себе литературную и фольклорную основы,  не только о нашем прошлом, но и о настоящем, о нашей русской ментальности, русском характере, о наших духовных, культурных и нравственных  ценностях.   И что настоящий патриотизм – не в силе оружия и численности армии, а в любви к своей земле, своему народу и своим традициям.

Для самых же маленьких и любимых зрителей в «Театре на подушках»  заслуженная артистка России Марина Дюсьметова (режиссер) и Максим Дюсьметов (художник) готовят  встречу с Дедом Морозом и Снегурочкой, которые уже прочитали письма ребятишек и готовы исполнить все их самые заветные  желания. Всем вместе им предстоит разбудить красавицу елочку от зимнего сна (какой же праздник без нее!), покружиться в вальсе снежинок, исполнить новогодние песенки и, конечно же, посмотреть замечательный спектакль по сказке русского писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович».

В нем рассказывается о двух девочках – Рукодельнице и Ленивице. Рукодельница уже с самого утра работает, воды натаскает, обед приготовит, а Ленивица лежит в постели и потягивается. Однажды Рукодельница случайно уронила ведро в колодец  и пожаловалась нянюшке. Нянюшка была строгая, говорит: «Сама ведерко утопила, сама и доставай». Вот и пришлось бедной девочке спуститься на самое дно колодца. Там она голодных воробышков покормила, взбила снежную перину Морозу Ивановичу, обед ему приготовила да одежду починила. Увидел Мороз Иванович, что девочка добрая и трудолюбивая, вернул ей утерянное ведерко, полное серебряных пятачков, да еще и бриллиантик подарил. Дома Рукодельница рассказала о своих приключениях и про то, откуда у нее подарки. Ленивица тоже захотела подарков и отправилась в гости к Морозу Ивановичу на дно колодца. В отличие от Рукодельницы, Ленивица работать не стала, поэтому Мороз Иванович наградил ее по заслугам, а заработала она ледяные сосульки.

А мораль сказки такова: нам даром, без труда, ничего не дается! 

Вот таким получился театральный, 2019 год в томском театре куклы и актера «Скоморох»!

Татьяна Ермолицкая

Фото из архива театра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

65 − 58 =