Скорбеть, гулять или веселиться? Будущее Новособорной вызывает споры томичей

 

новособорная

Вялотекущая дискуссия о будущем центральной площади Томска началась в феврале, когда городские депутаты неожиданно сделали ее «зоной, свободной от коммерческих услуг». И обострилась в апреле, когда оттуда убрали киоски с мороженым и блинами. В Интернете даже начался сбор подписей с требованием разрешить цивилизованную торговлю на Новособорной.

Бизнес – не враг

падеринВалерий Падерин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области

– В первую очередь нужно определиться: а что такое Новособорная? Это сакральная территория, на которой нужно ходить, надев на голову платок и потупив взгляд? Если так, то один разговор. Но если это место, куда приходят семьями, где дети могут себе позволить побегать и покричать, а взрослые – с удовольствием провести время, то однозначно необходима инфраструктура отдыха.

Я на прошлой неделе был в Москве и специально сходил в парк Горького – наверное, один из лучших российских образцов общественного пространства. Там торговые павильоны никому не мешают, наоборот, гармонично встроены в ландшафт. Правда, это сделано за бюджетные деньги: власть построила то, что красиво с ее точки зрения, и сдала в аренду. Но этот вариант хорош, если регион богат. Для Томска, на мой взгляд, больше применим опыт Ульяновска, где муниципалитет четко сказал: вот наши требования по архитектурной концепции павильонов, по ассортименту продаваемой продукции. Если вы их принимаете, вот вам земельный участок в аренду не менее чем на пять лет. Предпринимателям нужны гарантии, чтобы они начали инвестировать в территорию.

По информации «ТН», группа компаний «Сибирские блины» готова инвестировать в благоустройство Новособорной 4–5 млн рублей при условии, что торговый павильон, проходимость которого была 150 тыс. человек в год, останется.

Дайте слово народу

козьмин2Алексей Козьмин, директор Центра урбанистики ТГУ

– Существует немало примеров, когда площади и парки есть, а людей в них нет. Например, так получилось в Омске: отреставрировали огромную территорию Омской крепости, но она почти всегда пустая, несмотря на то что это город-миллионник. Нет народу и на набережной Иртыша – она хорошо благоустроена, но там нет никакой деятельности. В то же время торговые центры, расположенные в Омске на левом берегу, всегда заполнены. Феномен перетока людей от открытых пространств в закрытые существует везде, я сам слышал разговор двух молодых людей в ТГУ: «Куда поедем время провести?» – «В «Изумрудный город»!» Там можно и кофе выпить, и по магазинам пройтись, и кино посмотреть…

Есть и противоположный Омску пример – недавно реконструированная набережная Волги в Самаре. Она насыщена разного рода деятельностью: там и детские площадки, и площади с фонтанами, и временные объекты общественного питания, и пункты проката роликов. Зимой заливают достаточно большой каток. Народ массово отдыхает там круглый год.

Чтобы общественное пространство жило, людям должно быть там интересно. И вовлечение горожан в сознательную работу по изменению города в сотрудничестве с властью – ключевой тезис изменений.

Связь пространств

недоговоровЮрий Недоговоров, председатель комитета по архитектуре и градостроительству Департамента архитектуры и строительства Томской области

– Нынешние функции Новособорной площади во многом сформировались стихийно. Например, зона, которая связана с Победой, появилась по инициативе одного ветерана, активно продвигавшего эту идею. Слышались робкие голоса против: может быть, это не совсем подходящее место… Но сложилось так, как сложилось. По большому счету, те или иные функции – это очень спонтанная и очень случайная народная самодеятельность. Многие помнят те практически реальные проекты восстановления Троицкого собора и заложение капсулы в месте основания часовни (это случилось еще в 1991 году во время визита Алексия II. – Прим. ред.). Какая тема в конечном итоге ляжет в основу реальных проектов, я не могу пока однозначно говорить.

Другое дело, что стоило бы обратить внимание на развитие смежных пространств. Хотелось бы, чтобы планировочная и смысловая связь Новособорной и близлежащих мест отдыха прослеживалась более четко. Но попробуйте пройти пешком от нее, например, до Буфф-сада. Картина совсем другая! Сейчас освободилась территория около техникума информационных технологий на ул. Герцена, почему бы не использовать ее для общей связи двух пространств? Но мы почему-то торгуем ею под жилые дома…

Общественные пространства должны быть связаны как минимум навигацией – электронной, визуальной. Так, в Иркутске существует туристический маршрут «Зеленая миля»: по основным историческим и культурным объектам в центре города туристов ведет зеленая линия, начерченная на асфальте.

Не стреляйте в пианиста

козявкин2Алексей Козявкин, общественный активист

– На прошлой неделе я провел небольшое социологическое исследование: что томичи хотели бы видеть на Новособорной? В опросе приняли участие 220 человек. 74% из них бывают на площади несколько раз в месяц, 34% – несколько раз в неделю и всего 2% вообще не бывают. Таким образом, это место уже является центром притяжения людей. На вопрос, что они там делают, было два основных ответа: «гуляю с друзьями» и «иду мимо нее на работу (учебу)».

Интересное противоречие: одни и те же варианты упоминаются опрошенными и в числе плюсов, и в числе минусов Новособорной. Например, уличная торговля и аттракционы. Предпочтения по видам деятельности у людей разные: одним хочется полежать на травке, другим поесть мороженого, третьим посидеть в тишине на лавочке, четвертым сходить на концерт… Поэтому необходимо четкое зонирование, чтобы функции не пересекались: в одном месте – зона памяти, в противоположном конце – фудкорт и детская зона с каруселями и лошадками, в центре, скажем, творческая зона, где могут собираться музыканты и художники. Пространство, разделенное таким образом, будет удовлетворять потребности разных групп населения. И никто никому не будет мешать.

Пусть будет как в Европе

залесовВалерий Залесов, декан архитектурного факультета ТГАСУ, член Союза архитекторов России

– Я считаю, что у Новособорной площади многовато функций. Она насыщена разнообразными знаковыми местами: тут и Великая Отечественная война, и Гражданская война, и святая Татьяна, и фонтан. Слишком много всего! С этим ничего не поделаешь – функции сложились исторически, но я рад, что хотя бы убрали киоски с едой. Рядом Городской сад, пожалуйста, там и кафе, и развлечения. Всего-то перейти через дорогу!

В чем сейчас больше всего нуждается центральная площадь, так это в качественном, европейском благоустройстве: скамейки, фонари должны быть сделаны в едином стиле, характерном только для этой части города. И обязательно нужна навигация, иначе человек, попавший туда впервые, просто запутается.

Чьи мы потомки?

рыбаковНиколай Рыбаков, архитектор

– В первую очередь хотелось бы напомнить о самом главном, что было на этой площади раньше, – о Троицком соборе. Каким-то образом всем миром надо ответить на вопрос – возродиться он на Новособорной или нет? Кто мы – потомки большевиков? Или все-таки более духовных предков?.. Если народ скажет нет собору, необходимо выделить место под мемориальную часовню, которая будет посвящена всем храмам, разрушенным в советские годы.

Второе – нужно срочно решить вопрос о перезахоронении чекиста Мокрушина. Это же кощунственно – оставлять человека в неухоженной могиле, на которую, простите, мочатся.

Наконец, третье: нужно решить транспортную проблему. О каких детских площадках можно говорить, если площадь со всех сторон зажата автостоянками? Одна из моих дипломниц делала проект по трех-четырехуровневой парковке на Новособорной, получилось вполне убедительно. Так что варианты найти можно, было бы желание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + шестнадцать =