И при жизни, и после смерти Иннокентия Михайловича Смоктуновского награждали самыми высокими эпитетами, какие только можно было найти в русском языке. Он был не только гением, но и «первым, первейшим артистом России». Как показало время, великих артистов было много, а Смоктуновский был один, и вряд ли в обозримом будущем кто-то окажется с ним вровень по таланту.

 

От тюрьмы до сумы

Биография Смоктуновского – типичный вариант жизненного пути многих известных людей. Было все – непростое детство, гонения, голод и война, бесконечная любовь к искусству и тернистый путь к успеху.

Семья Смоктуновичей была сослана в Сибирь из Могилевской губернии. «Мы не из шляхтичей, мы – белорусы», – утверждал позднее актер. В Татьяновке Томского уезда (ныне – Шегарский район) отец и его брат держали мельницу, за зажиточность и трудолюбие односельчане прозвали их королями. В период коллективизации, в 1930-е годы, мельников, по определению мироедов, раскулачили на основании доносов. Отца актера приговорили по 107-й статье (спекуляция) к году заключения и трем годам высылки, а его брата Григория раскулачили и позднее расстреляли в 1937-м. По обвинению в участии в деятельности контрреволюционной организации также был репрессирован и сгинул в ГУЛАГе его дед по матери сельский бондарь Аким Махнев. От голода большая семья, в которой Иннокентий был вторым из шести детей, бежала сначала в Томск, а потом переехала в Красноярск. Устроились рядом с родней (сестрой отца): высокий кряжистый отец пошел грузчиком в порт, мать подвизалась подручной на бойню. 

В биографии артиста есть забавный эпизод: в 14-й школе, где окончил семь классов, он впервые попробовал себя на сцене. Шебутной, прозванный Кешка-Скоморох, он вчистую провалил роль Ломова в спектакле драмкружка «Предложение» по Чехову – прямо на сцене в день премьеры от волнения подросток расхохотался перед всем зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. Из кружка его выгнали. Но что-то уже щелкнуло в душе. Много лет спустя он рассказывал о первом увиденном спектакле в Красноярском драматическом театре имени А.С. Пушкина: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясенный… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой». В этом театре ему даже удастся поработать статистом до ухода на фронт.

 

Со щитом и со славой

А далее война, до начала которой он успел окончить фельдшерско-акушерское училище и курсы киномехаников. На фронт ушел отец и погиб в 1942-м. 

В январе 1943 года Иннокентий Смоктунович Красноярским горвоенкоматом был призван в ряды РККА и направлен на учебу в Киевское пехотное училище, эвакуированное в город Ачинск. За мелкий проступок (с голодухи украдкой собирал оставшуюся в поле картошку) не получил офицерского звания и ушел на фронт рядовым.

На передовой будущий великий артист хлебнул, что называется, по полной: в составе 75-й гвардейской дивизии воевал на Курской дуге, форсировал Днепр, за что получил первую медаль «За отвагу». «Я лез на рожон», – вспоминал фронтовик.

 Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош». Под Киевом он был ранен и в бессознательном состоянии попал в плен. Месяц в немецком лагере, на грани смерти, побег, счастливый случай спасения, партизанский отряд, затем снова в составе РККА в бой: Белоруссия, Восточная Пруссия, Польша. Берлинская операция. Закончил войну гвардии сержант Иннокентий Смоктунович в Померании, на берегу Балтийского моря. Прошел через ад и уцелел.

После войны он поначалу вернулся в Красноярск и сразу угодил в неблагонадежные – из-за плена ему запретили жить в 39 крупных городах Союза.  Пробовал себя в роли фельдшера, работал в порту, подумывал поступить в лесотехнический институт. Но пошел учиться в студию при драмтеатре, выступал на сцене Норильского Заполярного театра драмы, в котором служили преимущественно заключенные Норильлага, в их числе – Георгий Жженов.

 

В преодолении обстоятельств

Библиографы считают, что в штат красноярского театра он был принят с фамилией, которую позже узнал весь мир. В силу разных причин, часть из которых стали легендами, по чьему-то совету изменил окончание родовой записи. Получился звучный, вполне артистический для театральных афиш вариант – Смоктуновский.  Хотя была все же в этом поступке другая, сермяжная советская правда: близкая родня – кулаки и репрессированные антисоветчики. Плен тоже в органах не прощали: безмятежное будущее заказано. Понятно, что с таким прошлым в прямом смысле далеко не уедешь. Потому остерегаться каждого слова, выверять каждый поступок или… поменять фамилию. «Родную фамилию я не предал. Это все равно что от себя отказался. Согласился только суффикс поменять», – пояснял артист. Искусствоведы потом говорили: кто бы дал тогда Смоктуновскому сыграть Ленина и наградить его Звездой Героя Социалистического Труда?  

Первый этап артистической карьеры тоже не баловал подарками судьбы. Вначале был период работы в провинциальных театрах – Махачкалы и Сталинграда. И там даже удалось получать главные роли (Хлестаков в «Ревизоре»). Но опять силой обстоятельств пришлось все резко менять: в 1955 году Иннокентий Смоктуновский перебрался в Москву. Показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один им не заинтересовался.  «Он был не нужен, – писал критик Анатолий Смелянский, – и по справедливости: «ментальность» артиста была на редкость не подходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной «тюремной» пластикой… Артист с такими данными был безнадежен для тех пьес, что определял репертуар».

 В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу в Ленком, но и там ролей практически не имел. Помните, в фильме «Москва слезам не верит» он сыграл тогдашнего себя, грустного и безнадежного.

Во многом благодаря молодой жене – театральному костюмеру Суламифи Кушнир, а также маститому режиссеру Ивану Пырьеву Смоктуновскому удалось устроиться в Театр-студию киноактера. После небольшой роли на «Мосфильме» в картине «Солдаты» Иннокентию помог знаменитый артист Евгений Лебедев. Он предложил главному режиссеру БДТ Георгию Товстоногову попробовать не известного никому актера Смоктуновского в роли Мышкина в постановке «Идиот». После выхода спектакля актер проснулся знаменитым.

 

Кеша, Иннокентий Смоктуновский

А дальше – полет к вершинам: Смоктуновский сыграл целый ряд киноролей, принесших ему всесоюзную славу, а затем и признание за рубежом. Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлет в фильме Козинцева, Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля» Рязанова, Чайковский в фильме Таланкина. Роль Порфирия Петровича в фильме Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР. Роль Гамлета в исполнении Смоктуновского Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA – за лучшую мужскую роль.  Он играл много и всегда блестяще – Андрея Болконского,  Каренина,  Хлудова, Бориса Годунова, Гойю, Сирано де Бержерака… В 1972 году Иннокентий Смоктуновский был приглашен в Малый театр специально на роль царя Федора в трагедии А.К. Толстого, ставшую одной из самых выдающихся его актерских работ. В 1976 году Олег Ефремов позвал его во МХАТ им. М. Горького.

Три ордена Ленина, ордена и медали, Ленинская и Государственные премии, в 1990 году народный артист Советского Союза стал Героем Социалистического Труда.

При всей своей гениальности Иннокентий Михайлович был необычайно скромным и застенчивым человеком. В нем вообще было много детского. Даже обращались к нему все очень по-доброму – Кеша, хотя сам актер ужасно не любил фамильярности. В то же время он отчетливо понимал свою гениальность. Журналист Елена Кореневская рассказывала: «Странно, что и сам Смоктуновский при всей своей незвездности и безусловной скромности тоже своим тихим голосом признавал, что он – гений. И говорил это, смущенно опуская глаза».

В Татьяновке не забыли про своего земляка. Невелико село, но там есть музей гениального актера, который был открыт в сентябре 2007 года. Основными фондами музея стали архивные материалы, фотографии, вырезки из журналов и газет разных времен, книги об актере, фильмы с его участием. Есть и личные вещи, которыми поделилась семья Смоктуновичей.

На родине Иннокентий Смоктуновский побывал всего один раз – в 1985 году, когда МХАТ приезжал на гастроли в Томск. В Доме культуры состоялась его встреча с жителями Татьяновки. Два часа без перерыва в битком набитом зале Смоктуновский рассказывал о себе, о своей работе, отвечал на вопросы. В свою очередь восхищался селом и жалел, что не был здесь ранее.

Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года в подмосковном санатории и стал первым российским актером, которого в последний путь провожали аплодисментами. Гамлет из Татьяновки похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62 + = 72