Следствие ведут томичи

 

DSC02259
С помощью этого прибора можно выявить любую скрытую камеру

Их служба и опасна, и трудна – как в песне. Их работу многие видят в кино, а не в реальности. Накануне их профессионального праздника – Дня криминалистики – «ТН» с пристрастием попытались разобраться, действительно ли их работа так увлекательна, как показывают в кино?

Чемоданчик для Шерлока Холмса

Услышав слово «криминалист», большинство из нас обязательно представят сыщика с огромной лупой в руках и пинцетом, расставляющего капканы на харизматичного суперзлодея и в одиночку раскрывающего самые невероятные преступления.

На самом деле все куда прозаичнее. После получения заявления потерпевшего или рапорта должностного лица о совершенном преступлении появляется уголовное дело. Его ведет следователь – допрашивает заявителя, свидетелей, проводит очные ставки, осмотры, назначает экспертизы. И есть в этой работе у следователя большой помощник – криминалист.

– Криминалист – это наставник следователя, – поясняет Алексей Кошкарев, начальник отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета России по Томской области. – Он должен научить его работать на месте происшествия, подсказать, на что обратить внимание, как и какую методику применить, как организовать работу с представителями уголовного розыска и экспертами. Когда человек работает один над делом, он не может увидеть всю картину. Главный инструмент криминалиста – большой багаж профессиональных знаний.

Криминалистами становятся лучшие следователи с большим опытом работы. До 2011 года отдел криминалистики, как и весь Следственный комитет, существовал в рамках прокуратуры. После выделения комитета в отдельную структуру должность «прокурор-криминалист» преобразовалась в «следователя-криминалиста». По сути, ничего не изменилось, хотя появилась возможность проводить самостоятельные следственные действия.

У следователей-криминалистов под рукой целый арсенал криминалистической техники. Один из самых популярных у специалистов прибор – ИКС, или источник криминалистического света. С виду обычный фонарь, но излучает он ультрафиолет. Прибор позволяет подсветить даже мелкую пыль и следы на самых разных поверхностях: от пола до одежды. С помощью другого прибора, похожего на бинокль, можно разглядеть скрытую камеру, где бы она ни была спрятана. Прибор этот нужен, например, для того, чтобы позаимствовать у хозяина камеры ценную видео­запись. Другим чудо-фонарем можно высветить отпечатки пальцев. Наконец, еще один прибор позволяет восстановить все, даже удаленные данные с телефона. У каждого криминалиста и следователя есть следственный чемоданчик. В нем – все необходимое для проведения профессионального осмотра: лупа, набор отверток, ножик, ножовка, веревка, аптечка, упаковочные пакеты, небольшой ИКС и много еще чего. Какой киношный сыщик не позавидует подобному оснащению?

Глухари

Отдел криминалистики в томском управлении СК – небольшой офис, где работают трое мужчин и девушка. По улыбчивым лицам обитателей кабинета совершенно не скажешь, что это следователи-криминалисты и что они раскрывают самые запутанные преступления.

– Мы занимаемся темняками. Еще их называют глухарями, – поясняет старший следователь-криминалист Виталий Брытков. – То есть преступлениями, в которых на момент возбуждения уголовного дела совершивший преступление не установлен.

Криминалисты участвуют в расследовании не только убийств, но и грабежей, катастроф, курируют поиски пропавших без вести. Сотрудники отдела принимали участие в установлении причин взрыва в многоэтажном жилом доме на ул. Сибирской, 33, координировали работу волонтеров в поисках Анны Апатченко, Вики Вылегжаниной, Анастасии Бурматовой и многих других.

Допрос с полиграфом

Томским криминалистам приходится постоянно иметь дело с леденящими душу преступлениями. Но для них это обычная работа. Старший следователь-криминалист Алексей Красноперов рассказал о деле, произошедшем два года назад в селе Никольском Кривошеинского района. В начале сентября 2012 года там загорелся жилой дом. После пожара были обнаружены трупы четырех человек, все – со следами насильственной смерти.

Сначала подозрения в убийстве пали на 29-летнего мужчину по фамилии Абрамов, погибшего в огне. Он находился в доме со своей сестрой, с ее гражданским мужем Чесноковым и их 11-летним сыном. Сосед, который пытался спасти сгоревших, говорил, что слышал, как Абрамов накануне пожара грозился всех убить.

Следователи принялись прорабатывать различные версии, не исключая того, что убийцей мог быть вовсе не Абрамов, а кто-то другой. Подсказкой стал найденный у дома обломок жерди с кровью Абрамова. Специалисты провели множество различных экспертиз, допросы, в том числе с использованием детектора лжи – полиграфа.

Не дождавшись своей очереди на детектор, двое жителей Никольского скрылись. Родственникам сказали, что уехали в Томск, искать работу. Телефоны отключили. Следователи занялись розыском беглецов. Гоняться по местам, где они бывали, пришлось долго. Когда беглецы вновь появились в Никольском, их задержали.

После допроса с полиграфом выяснилось, что Жлудько и Масалин причастны к смерти погибших. В день перед трагедией между Масалиным и Абрамовым произошла ссора. Абрамов ударил Масалина, и тот решил отомстить. Пришел он к Абрамову вечером в компании Жлудько. Помирились. Но за бутылкой водки конфликт разгорелся вновь. Абрамова гости избили до смерти. Поняв, что его сестра и Чесноков все могли видеть, решили расправиться и с ними, спавшими. Преступники безжалостно убили мужчину и женщину, их сына. Тело Абрамова затащили в дом, скинули одежду со следами крови, после чего ­подожгли постройку и укатили на велосипедах куда подальше.

Для алиби убийцы отправились на охотничью заимку, где рассказали обо всем сторожу, который ранее сидел за убийство. Сторож «раскололся» только после задержания Жлудько и Масалина.

– Подвело их и то, – добавил Алексей Красноперов, – что один пожалел выкидывать хорошие берцы, в которых он был в момент убийства.

Во время проверки на причастность убийц к другим преступлениям оказалось, что на совести Масалина еще одно убийство. Его жертвой стала считавшаяся пропавшей без вести жительница Никольского Епифанцева. Масалин задушил женщину и закопал.

В итоге убийц судили по трем пунктам: «а», «в» и «ж» ч. 2 ст. 105. Масалин не дожил до суда – повесился в СИЗО, а Жлудько получил около 19 лет тюрьмы.

Томск – город не криминальный

Ясно, что криминалист должен обладать стальными нервами и высоким интеллектом. Тем более что одно преступление не похоже на другое, приходится постоянно сталкиваться с чем-то новым.

– Сейчас народ становится грамотнее, – отметил Виталий Брытков. – В том же кино, в Интернете можно найти любую информацию. Зритель детектива, к примеру, в деталях видит нашу работу, а этого делать не надо. Например, после убийства Анны Апатченко Николай Ковалевич сделал все, чтобы затруднить следствие: нашел в Интернете, как расчленять тело, развез по разным точкам, сбросил в реку, убрался в квартире и все постирал. Нам в самом деле было трудно найти останки, которые могли помочь следствию. Но все же изначально главным подозреваемым был он, и это предположение подтвердилось в ходе следствия.

Однако, говорит Брытков, Томск – город не криминальный. Волна убийств и смертей, по словам следователя, лишь череда случайностей. Каждому из нас надо быть внимательней и ответственней, тогда трагедий в городе станет еще меньше.

19 октября следователи-криминалисты отмечают свой профессиональный праздник – День криминалистики. Руководитель отдела криминалистики Алексей Кошкарев поздравляет своих подчиненных, коллег и ветеранов с профессиональным праздником и желает им здоровья и благополучия.

Чемодан следствие
В следственном чемоданчике находится все необходимое для профессионального осмотра места преступления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × один =