Следует ли бояться сокращения бюджетных мест в вузах?

Новый министр образования РФ Дмитрий Ливанов считает, что количество бюджетных мест в вузах должно быть сокращено в два раза. Об этом он заявил в интервью «Российской газете» накануне оглашения состава правительства. «Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 тыс. рублей, как сейчас, а 200–250 тыс. руб­лей», – уточнил министр. До того как получить министерский портфель, Дмитрий Ливанов с 2007 года занимал должность ректора Национального исследовательского технологического университета МИСиС, то есть с системой высшего образования и ее проблемами знаком не понаслышке. И на государственной службе Ливанов тоже не новичок: с ноября 2005-го по март 2007-го являлся замминистра образования. А это значит, вполне вероятно, что курс на оптимизацию высшего образования министерством взят. Своим отношением к инициативе министра поделились эксперты «ТН».

«Внятный запрос на образование»

Лиана Кобзева
Лиана Кобзева

Лиана Кобзева, руководитель Центра корпоративного развития Института инноватики ТУСУРа, тьютор Открытого университета Сколково в Томске:

– Считаю, инициатива министра по сокращению бюджетных мест – хороший повод провести инвентаризацию в вузах, ликвидировать специальности, которые не востребованы ни среди выпускников, ни среди работодателей.

По данным переписи 2010 года, количество людей с высшим образованием в России выросло на 44% по сравнению с 2002 годом. А, например, количество статей, индексируемых международной базой Scopus, увеличилось лишь на 17%. Китай за это время увеличил количество научных публикаций в три раза. И в этом смысле наше высшее образование, к сожалению, не всегда эффективно.

Интересная деталь: по инициативе Агентства стратегических инициатив Россия стала участником всемирного конкурса представителей рабочих специальностей и профессий WorldSkills International (WSI). Пробное участие наших выпускников вузов в этом соревновании показало, что они демонстрируют худшую подготовку, чем выпускники «техникумов» при больших зарубежных корпорациях. Мне доводилось слышать мнение Андрея Волкова, ректора московской школы управления Сколково, что, если государство будет вкладывать в обучение одного студента 20 тыс. долларов в год, к подготовке кадров подтянется частный бизнес. Предприниматели будут понимать, что вкладывают деньги не в базовое высшее образование, а именно в подготовку кадров для своего бизнеса.

Сегодня обучение в вузе превратилось в способ заработать чуть более высокий социальный статус, а не получить реальные компетенции, чтобы потом выйти с ними на рынок и быть конкурентоспособными. Являясь преподавателем университета, порой я встречаю студентов, которые абсолютно не мотивированы на учебу – пришли, потому что это было пожеланием родителей. В итоге они оканчивают вуз и не работают по специальности. Зачем государству вкладывать деньги в обучение таких специалистов? В случае если количество бюджетных мест будет сокращено, наконец-то возникнет внятный запрос на образование. Потому что пока в обществе преобладает запрос просто на место в вузе.

«Повышать престиж и качество»

Александр Ревушкин
Александр Ревушкин

Александр Ревушкин, проректор по научной работе ТГУ:

– На мой взгляд, сейчас обсуждать достаточно острое и смелое заявления нового министра не совсем корректно. Возможно, через некоторое время оно будет сформулировано иначе, появятся комментарии о том, что конкретно министр понимает под сокращением бюджетных мест.

Но вообще сокращение бюджетного набора я не поддерживаю. Во-первых, не могу сказать, что в стране наблюдается избыток образованных людей. Напротив, их не хватает. Во-вторых, я, конечно, согласен с нынешним министром, что сегодня нужно говорить о качестве образования, которое, отмечу, связано в том числе и с финансированием вузов. Но, на мой взгляд, изыскивать дополнительное финансирование для меньшего количества образованных людей путем сокращения вузов, бюджетного набора не совсем правильно.

Не думаю, что кардинальные реформы – то, что нужно сложившейся системе высшего образования России. Скорее, она нуждается в постепенном динамичном изменении. Сегодня, на мой взгляд, необходимо работать над повышением престижа образования, знаний, повышением ценности человеческого капитала и качества образования на всех уровнях. Последнее особенно касается общего образования. Дело в том, что сегодня в вузы приходит все больше людей недостаточно подготовленных к обучению в высшей школе. Много сил педагогов на первых курсах уходит на то, чтобы ликвидировать пробелы школьной программы. Так что работа по повышению качества общего образования автоматически отразится и на результатах высшей школы.

«Привлечь профессионалов-практиков»

Андрей Поздняков
Андрей Поздняков

Андрей Поздняков, директор группы компаний Elecard:

– Логика министра видится мне так: сегодня выпускников школ примерно в три раза меньше, чем было 30 лет назад. А количество мест в университетах, насколько я могу судить по своему физическому факультету, сократилось незначительно: когда я поступал, набирали 125 человек, а теперь – 75. Школы Томской области тогда выпускали порядка 20 тыс. человек, сегодня – чуть больше 6 тыс. Чтобы число бюджетных мест и число выпускников в вузах соответствовали друг другу, количество бюджетных мест действительно должно быть сокращено в два раза. И это одна сторона вопроса. Но есть и другая. Я очень сильно боюсь, что сокращение числа бюджетных мест приведет к сокращению финансирования университетов, а потом и к разрушению системы образования.

Я, конечно, допускаю, что речь идет о какой-то «правильной реформе» образования, с увеличением ресурсов на привлечение внешней профессуры, сотрудников инновационных компаний, успешных специалистов-практиков для чтения лекций. Но все последние изменения лишь последовательно ухудшали ситуацию с образованием. На мой взгляд, самой правильной реформой в этой сфере была бы контрреформа: возвращение советской системы высшего образования. В ином случае я бы отказался от радикальных изменений: есть у нас сегодня какая-то система образования – оставьте ее в покое. Высшее образование – это система, которая сама себя выращивает. Ее не надо реформировать, нужно только способствовать тому, чтобы хорошие учителя не изгонялись из школ плохими директорами, а хорошие директора не изгонялись из школ чиновниками, способствовать тому, чтобы в вузах была пристойная зарплата. Единственное, что система образования не может сделать сама, хоть и стремится к этому, так это приглашать к занятиям со студентами не профессиональных преподавателей, а профессиональных исследователей, разработчиков. Вот это нужно стимулировать. Необходимо увеличивать в высшей школе присутствие профессионалов-практиков.

Десять самых образованных стран мира

По данным ОЭСР, количество людей, получивших высшее образование, значительно увеличилось за последние 30 лет. Сегодня в странах ОЭСР высшее образование имеют 37% жителей в возрасте 25–34 лет (против 22% в возрасте 55–64 лет). Самые высокие показатели демонстрируют Япония, Корея, Канада и Россия – количество молодых людей с высшим образованием составляет более 50%.

1. Корея 63%.

2. Канада 56%.

3. Япония 56%.

4. Россия 55%.

5. Ирландия 48%.

6. Норвегия 47%.

7. Новая Зеландия 47%.

8. Люксембург 45%.

9. Великобритания 45%.

10. Австралия 45%.

Наша справка: ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) – международная экономическая организация развитых стран. Россия не входит в ассоциацию, однако является страной-партнером.

Источники финансирования высшего образования

Страна Государственные расходы на образовательные учреждения (в процентах от общей суммы расходов) Частные источники финансирования (в процентах от общей суммы расходов)

Корея 22,3 77,7

Канада 58,7 41,3

Япония 33,3 66,7

Россия 64,3 35,7

Ирландия 82,6 17,4

Норвегия 96,9 3,1

Новая Зеландия 70,4 29,6

Люксембург ? ?

Великобритания 34,5 65,5

Австралия 39,8 55,2

Инвестиции в образование

Чили, Дания, Исландия, Израиль, Корея, Норвегия и США инвестируют в образование больше других стран ОЭСР: доля государственных и частных расходов на образование в этих странах составляет не менее 7% ВВП.

В других странах инвестиции меньше: Япония (4,9%), Германия, Венгрия, Италия (4,8%), Россия (4,7%), Чехия (4,5%), Словакия (4,0%), Китай, Индонезия (3,3%).

Источник данных: ежегодный доклад «Взгляд на образование: показатели ОЭСР 2011 (Education at a Glance 2011 OECD Indicators)», http://www.oecd.org/document/2/0,3746,en_2649_37455_48634114_1_1_1_37455,00.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × три =