Мобильная связь сегодня – едва ли не единственная услуга, стоимость которой снижается. Конкуренция подталкивает операторов не только делать тарифы все более выгодными для абонентов, но и постоянно искать новые решения. О новинках и тенденциях рынка мобильной связи речь шла на круглом столе в редакции «ТН».

Четвертое поколение

– Кажется, ничего нового на рынке мобильной связи предложить уже нельзя: звонки, обмен сообщениями, Интернет – все уже есть…

Андрей Ким: – Новые устройства появляются едва ли не каждый день. Так же быстро растут запросы абонентов. Потребность быть мобильными актуальна для всех, особенно в молодежном Томске. «МегаФон» первым из сотовых операторов 15 ноября 2012 года предоставил томичам доступ к услугам высокоскоростной мобильной связи четвертого поколения. 4G-устройства – это полноценный мультимедийный «офис в кармане». Наши пользователи, где бы они ни находились – в парке, в машине или у друзей, всегда имеют при себе Интернет со скоростью проводного. А обладатели последней новинки – 4G-роутеров – могут раздавать Интернет на пять устройств: планшеты, ноутбуки и прочее.

Олег Шадрин: – В Томске уже работает сеть МТС по технологии DC-HSPA+, которая способна передавать данные со скоростью до 42 Мбит/с. Этот формат сети поддерживает целый ряд мобильных устройств, в том числе iPhone 5, iPad New, Samsung Galaxy S3, модем МТС Коннект 4G LTE, Nokia Lumia 820 и другие. Все оборудование, которое мы внедряем при строительстве сетей 3G в регионе, является LTE-ready, то есть технически мы готовы запустить в Томской области 4G в числе первых регионов.

Вадим Скрипник: – Несмотря на развивающиеся технологии, основной услугой на ближайшее время останется голос. На втором месте – передача данных. Компания Tele2 в прошлом году уделила много внимания улучшению качества связи. Мы расширили сеть на 35% и можем с гордостью сказать, что скорость передачи данных в сетях второго поколения у нас лучшая в регионе. Если в этом году Роскомнадзор введет понятие технологической нейтральности, мы сразу же запустим 4G: технически мы к этому готовы.

Новое и старое

– Что нового операторы смогут предложить абонентам в ближайшем будущем?

Олег Шадрин: – Надеюсь, что мы уже в этом году первыми в Томской области запустим услугу Near Field Communication (NFC) – «коммуникация ближнего поля». Это возможность бесконтактного управления банковским счетом, в том числе совершения платежей. Услуга может быть востребована, например, в общественном транспорте. В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске такая технология уже внедрена.

Кроме того, мы начали продвигать на рынок фемтосоты 3G. Эти устройства поз-воляют обеспечивать сотовую связь там, где сигнал от базовых станций слабый или его нет вообще, но есть подключение к проводному Интернету – идеальное решение для офисов на нулевых этажах, для сельской местности. В рамках нашей программы по улучшению качества и покрытия мы предоставляем фемтосоты бесплатно по заявке абонентов или по результатам нашего анализа.

Еще одно интересное направление – M2M, которое позволяет с помощью передачи данных контролировать различные процессы. Сферы применения – промышленность, логистика, ЖКХ: к примеру, данные электросчетчика могут передаваться автоматически благодаря встроенной SIM-карте.

Андрей Ким: – Сегодня SIM-карту можно установить в любую розетку и управлять ею даже из другой страны. «МегаФон» также развивает M2M, у этого направления очень большой потенциал, но нужно время, чтобы потребители поняли, насколько это удобно. А наша задача – показать абоненту, какие услуги появляются и как ими пользоваться. Фемтосоты мы запустили еще в прошлом году: юридическим и физическим лицам достаточно просто обратиться в офис компании.

Вадим Скрипник: – В июне мы планируем запустить систему динамического распределения частот, которая поднимет качество связи на еще более высокий уровень. Абонентская база постоянно растет, поэтому совершенствование сетей – одно из приоритетных направлений деятельности компании Tele2 и необходимое условие для того, чтобы обеспечить наших абонентов услугами связи высокого качества.

– Есть ли какие-то услуги, которые ушли с рынка, оказавшись невостребованными?

Вадим Скрипник: – Скорее, изменились привычки абонентов. Еще недавно самым популярным способом пополнения счета были карты оплаты, теперь о них мало кто помнит. В последнее время растет количество электронных платежей.

Олег Шадрин: – Даже владельцы терминалов оплаты отмечают уменьшение доли платежей по услугам мобильной связи. Абоненты находят другие способы, к примеру автоплатеж, который есть у многих банков.

Андрей Ким: – Мы вообще постепенно уходим от понятия «телефон», так как ключевым фактором рынка становится мобильность. Сегодня каждый второй продаваемый аппарат – это смартфон. Разработчики это понимают, и 2013-й станет годом массового появления на рынке смартфонов 4G. Способствовать этому будет появление доступных LTE-чипов. Новация поз-волит создать множество устройств в бюджетном сегменте до 10 тыс. рублей.

Социальный подход

– Еще один тренд: сотовые операторы продают все больше устройств под собственными марками…

Андрей Ким: – Наша стратегия подразумевает рост потребления услуг по передаче данных. Для этого нужно, чтобы соответствующие устройства были доступными и отвечали нашим требованиям и стандартам. Благодаря работе с поставщиками в розничных салонах нашей компании появился «МегаФон Login» – самый доступный смартфон в России. Это гаджет на базе операционной системы Android по революционной для рынка цене – менее 2 тыс. рублей.

Олег Шадрин: – Мы придерживаемся похожей концепции. В любом сегменте телефонов у нас есть своя модель, которая дешевле, но не менее качественна, чем модели в основной линейке. Мы дотируем это направление, стимулируя тем самым рынок. Самый дешевый телефон МТС стоит сегодня 590 рублей.

Вадим Скрипник: – Что касается социальной ответственности, ежегодно мы покрываем сетью до 10 населенных пунктов, где нет вообще никакой сотовой связи. Нередко главы районов говорят: если вы поставите станции, несколько молодых семей останутся жить у нас. И не менее важным для нас направлением остается предоставление лучшей цены на услуги связи.

Андрей Ким: – Улучшение качества связи и покрытие новых населенных пунктов – один из наших приоритетов на 2013 год, как и дальнейшее развитие сетей 3G и 4G. Кроме того, компания является генеральным партнером XXII зимних Олимпийских игр в Сочи и КХЛ, а также спонсором сборных России по футболу и хоккею. В марте в Томске прошел региональный этап открытых всероссийских соревнований по футболу среди команд детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя». Финал чемпионата проходит в столице зимних Игр-2014 в Сочи. Для победителей финальных игр «МегаФон» традиционно устраивает посещение ведущих зарубежных футбольных клубов.

Олег Шадрин: – В прошлом году мы запустили Wi-Fi в общественном транспорте, продолжаем поддерживать эту услугу. Совместно с краеведческим музеем сделали проект «Виртуальная история» – с помощью экрана смартфона и технологии дополненной реальности можно сравнить современный внешний вид зданий с тем, как они выглядели раньше. Это направление необходимо, мы будем развивать его и дальше.

Законные поправки

С 2014 года при переходе от одного оператора к другому можно будет сохранять номер телефона. Как это повлияет на работу операторов и как отразится на абонентах? Какие еще изменения в нормативной базе нас ждут?

Олег Шадрин: – По нашему мнению, выиграть от введения услуги переносимости номеров могут только операторы, обладающие сильным брендом, предлагающие максимально широкий спектр услуг высокого качества по оптимальной цене во всех регионах страны, обладающие национальной сетью сервисного обслуживания и широкой международной сетью роуминговых партнеров.

Андрей Ким: – У каждого оператора уже сформировалась абонентская база, но есть определенный процент потребителей, которые «мигрируют», внимательно следя за различными акциями. Не думаю, что этот процент значительно увеличится. Для себя мы ставим главную задачу – работать над качественным сервисом и обслуживанием наших клиентов.

Вадим Скрипник: – Абоненты получат возможность выбора. Компания Tele2 всегда выступает за рост здоровой конкуренции, при нормальном регулировании рынка она только стимулирует развитие всех игроков.

Андрей Байкалов: – Нужно отметить, что готовятся поправки к Закону о связи, согласно которым Роскомнадзор будет уходить от контроля над техническими параметрами и все больше оценивать непосредственно качество предоставляемой услуги. В случае создания системы контроля качества, концепция которой обсуждалась в конце 2012 года, определятся показатели качества услуг и их нормативные значения. В проекте концепции сформулированы и предложения по изменению российского законодательства в этой части.

Олег Шадрин: – Сотовые операторы очень ждут поправок, которые позволят квалифицировать некоторые SMS как спам. Сейчас у нас нет права ограничивать абонентов в возможности получать информацию. А жалоб на подобные SMS очень много.

Андрей Байкалов: – Мы, как регуляторы рынка, в последнее время все чаще решаем споры между операторами и абонентами, отвечаем на жалобы. Наблюдается явный рост числа обращений, связанных с потреблением контента. Но чаще всего в тех ситуациях, когда, как утверждают абоненты, с их счета необоснованно были списаны крупные суммы, виноваты они сами. Потребители не вникают в условия предоставления услуг, хотя они и находятся в открытом доступе. Что касается возможности квалифицировать SMS-рассылку как спам – это действительно очень нужные поправки. Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О связи» в части регулирования контентных услуг» призван обеспечить абонентам дополнительные гарантии соблюдения их прав. В частности, списание денег с лицевых счетов абонентов будет возможно только после того, как будет получено прямое согласие абонента на получение той или иной услуги. Помимо этого, в проекте закона предлагается закрепить необходимость предоставления абонентам информации о стоимости и содержании услуг до получения согласия на их предоставление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 12 = 21