Современные методики лечения аутизма в действии

Алексей Ильин

Аура

11Сегодняшний мир сложен и полон проблем. И больных детей. Ты можешь вести праведную жизнь, помогать людям, быть честным и добрым, хорошо учиться и работать. И все равно испытание придет в твою жизнь. Никто из нас не застрахован от рождения больного ребенка. Бывает и так: ребенок рождается без патологий, нормально развивается, начинает разговаривать, а в полтора года уходит в себя и забывает про речь. Это может произойти из-за перенесенной инфекции, прививки, операции. Аутизм…

Необучаемых нет

В начале ХХI века резко увеличилось количество детей с аутизмом. Сегодня эта болезнь есть у каждого 68-го ребенка в мире. В России нет точной статистики, однако в нашей стране детей с аутизмом больше, чем с сахарным диабетом и онкологией, вместе взятых. Расстройство аутистического спектра (РАС) – это стойкое нарушение развития, включающее широкий круг аномального поведения, частое отсутствие речи, сложности в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченный круг интересов.

В Томске более 200 детей-аутистов. Все они нуждаются в регулярной квалифицированной педагогической, психологической и медицинской помощи. Однако российские специалисты испытывают дефицит знаний и практического опыта при работе с такими детьми. Никто не работает с поведенческими проблемами. Педагоги часто испытывают страх перед детьми с аутизмом и говорят родителям, что ребенок сложный и необучаемый. Современные же методики доказывают обратное. Применяя их в коррекции РАС, можно научить детей жить в социуме.

В областном центре уже более двух лет функционирует томская региональная общественная организация «Ассоциация родителей детей с аутизмом «АУРА». В нее входят более 70 родителей с активной жизненной позицией, готовых помогать друг другу и обществу. Они накопили огромный опыт в преодолении негативных последствий аутизма. «АУРА» широко известна органам власти и в образовательной среде Томска.

В 2016 году администрация области поддержала проект ассоциации по созданию центра для детей с аутизмом «Дети дождя». В этом учреждении впервые в Томске работа с такими детьми проводится комплексно. Коррекция включает в себя элементы современных эффективных методик: прикладного поведенческого анализа, альтернативной коммуникации (карточек PECS), теории построения движений Бернштейна, семейной мягкой школы. Поведенческая методика основана на составлении индивидуальной системы обучения для каждого ребенка таким образом, что любое положительное проявление его поведения вознаграждается, а любое негативное – игнорируется.

Нагрузки как поощрение

В рамках работы центра 10 детей прошли тестирование по уникальному подробному методу VB-Mapp. По его итогам была составлена индивидуальная программа. Она частично реализуется на занятиях с логопедом, психологом, специалистом по адаптивной физической культуре, частично родителями в домашних условиях. Программа включает в себя обучение альтернативной коммуникации (для неговорящих детей), обучение пониманию обращенной речи, обучение имитации движений, артикуляционной имитации, работу над визуальным восприятием и обобщением, обучение социальным навыкам, работу с нежелательным поведением, работу над навыками самообслуживания, обучение навыкам самостоятельной игры.

У многих детей с аутизмом есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации. Это называют нарушением сенсорной интеграции. Такая проблема может глубоко влиять на все аспекты жизни человека. Но выполнение простых сенсорных упражнений может улучшить поведение детей с аутизмом. В рамках проекта был оборудован зал двигательных нагрузок: мягкое покрытие, качели, гамаки, батут, утяжеленное одеяло, тактильные дорожки, большие мячи и спортивная полоса препятствий. Это самая любимая комната в центре. Дети занимаются в ней в качестве поощрения, что прекрасно укладывается в рамки применяемых поведенческих методик.

Учитывая, что типичный для аутичного ребенка отрыв от близких нередко ухудшает его состояние, в центре начал работу детско-родительский клуб. Дети с родителями занимаются в зале двигательных нагрузок, рисуют и лепят в комнате для групповых занятий, в кухонной зоне участвуют в кулинарных мастер-классах по приготовлению простой еды.

В апреле центр провел семинар по организации работы с аутичным ребенком в домашних условиях. Кроме того, участники проекта планируют организовать совместный просмотр вебинаров по развитию речи и по поведению. Работа ведется очень активно. А родители томских детей с аутизмом наконец-то получили возможность собираться вместе и делиться своим драгоценным опытом.

Проект «Дети дождя» реализуется при помощи субсидии администрации Томской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 6 =