Ада Бернатоните:
о том, кто спасет российское кино

Ада Бернатоните, киновед:

Ада Бернатоните, киновед

– Минэкономразвития и Минкультуры обсуждают введение минимальной квоты (ориентировочно – 24%) на российское кино в кинотеатрах. Не лучший способ воскресить покойного, если вообще есть способ его воскресить… Много лет мы старательно разваливали систему российского кинематографа – Никита Михалков сделал все, чтобы присвоить его, а те, кого он не смог отодвинуть, слишком увлеченно оглядывались на Голливуд… Французы сумели сохранить лицо (а именно на соотношение «своего» и «чужого» кино во Франции ссылаются авторы инициативы), потому что всегда считали, что их кинематограф самый великий. Мы же сломали всю систему ценностей, отказались от теории и практики советского кино. А ведь, например, теория монтажа была создана в России. Да, эксперименты с монтажом начали американцы, но именно советские режиссеры довели их до эстетического максимума. Не будем вспоминать пресловутого Эйзенштейна с его теорией монтажа аттракционов, но во всех киношколах мира изучают специфику монтажа по фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Это фильм, который перевернул представления о монтаже. И что ни имя – то переворот в сознании кинематографа…

У современного российского кино сейчас нет своего лица. Непонятно, на какого зрителя оно ориентировано. Одна крайность – это подглядывание, подсматривание всеми возможными способами за Голливудом, хотя если уж и смотреть на Голливуд, то на его образец 1930-1940-х годов – это гораздо ближе русской ментальности. Другая крайность – это так называемое интеллектуальное кино. Но, если честно, я не хочу идти на «Елену» Андрея Звягинцева: не люблю бездушные мудрствования. Этот фильм филигранен с точки зрения формы, но с точки зрения содержания это опять-таки не русское кино. Сокуров, Звягинцев, Тарковский ориентируются на шедевры Европы, но, перенесенные на русскую почву, они лишаются того нерва, импульса, духовной новизны, которая есть у первоисточников.

Впрочем, у меня легкая надежда, что мы живем в эпоху новой волны. Что появится ряд молодых неоперившихся безумцев, которые обязательно что-нибудь придумают. Так было всегда в истории кино. Как только советский кинематограф зашел в логический тупик, появились Шукшин, Кира Муратова, Тарковский, Марлен Хуциев… Почва для них была подготовлена временем.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 1 =