Борис Илюхин:
О том, могут ли учителей заменить инновации

Борис Илюхин, руководитель регионального центра обработки информации ЕГЭ:

Борис Илюхин, руководитель регионального центра обработки информации ЕГЭ

– Сейчас очень много спорят о введении новых Федеральных государственных образовательных стандартов – ФГОСов. К самой идее лично у меня отношение очень даже положительное. Образование должно идти в ногу со временем. В дореволюционной России латынь была непременным атрибутом любой гимназии. Сейчас в школе попытка ввести этот язык как минимум натолкнется на сопротивление многих родителей. Изучение древних языков развивало память, логику, расширяло кругозор. Сегодня это делают другими методами. Мир изменился, и простым заучиванием образование уже ограничиться не может. Давно доказано, что по многим техническим специальностям знания устаревают еще в процессе их получения. Бессмысленно учить программиста работать с определенной программой – когда он окончит университет, ее уже не будет. Учить нужно умению учиться, самостоятельно добывать информацию, анализировать ее, делать выводы. Подчеркиваю – это не означает, что не надо вообще уделять внимания знаниям. «Ничего не знаю, но все умею» – так не бывает. Поэтому введение в образование «компетентностных» стандартов – веление времени. Хотя модные теперь слова «компетентность», «компетенция» я не до конца понимаю. Чем они отличаются от известных еще с советских времен «универсальных учебных действий»?
А вот сам процесс внедрения ФГОСов лично у меня вызывает больше вопросов, чем ответов. Ввели новые стандарты с начальной школы – правильно. Но кто учит по ним? Наши родные учителя, которых в обязательном порядке пропустили через курсы повышения квалификации. Но ведь мы говорим о кардинальной смене методики преподавания, если хотите, мировоззрения педагога! Этому можно научить за 72 часа? Самое интересное, что стандарты еще введены не были, а курсы повышения квалификации уже были… В результате программы новые, а на деле все по-старому. В вузах еще веселее: по новым стандартам у студента две трети времени – это самостоятельная работа. А его в школе учили самостоятельно добывать знания?
Еще почему-то в сознании многих начальников в министерстве новые стандарты ассоциируются с интерактивными досками. Никакая доска не заменит педагога. По-моему, за спорами о стандартах не видят главного – мотивации, интереса к учебе. Иной учитель без всяких досок и планшетов так работает, что выпускники потом всю жизнь вспоминают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 10 =