Ирина Цыбулько:
о том, как русского научить русскому

Ирина Цыбулько, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по русскому языку, ведущий научный сотрудник РАО, к.п.н.:

Ирина Цыбулько, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по русскому языку, ведущий научный сотрудник РАО, к.п.н.

– Сегодня в преподавании русского языка есть несколько проблем, обусловленных современной ситуацией. Новые средства коммуникации существенно снижают уровень грамотности детей. Ребенок существует в нескольких орфографических пространствах одновременно. В школе он изучает орфографию и пунктуацию по своду правил, а в Интернете общается на совсем другом языке. Вторая проблема, с которой сталкиваются учителя, – это явный недостаток чтения. А ведь именно в процессе чтения у человека развивается орфографическая зоркость.

СМИ, кстати, играют в снижении интереса к книгам не последнюю роль. Для того чтобы понять смысл любой написанной фразы, на прочтение нужно как минимум 2 секунды. В современной рекламе резкая смена картинок или звуковых сигналов идет каждые 1,5 секунды. Это перебивает операцию мозга, и постепенно такой режим входит в привычку. В итоге не каждый современный школьник может дочитать фразу до конца. Вырастают люди, которые считают чтение неинтересным, очень тяжелым делом. А самое главное – ненужным.

Именно в этом комплексе проблем предстоит работать современным учителям. Их нужно хорошо осознавать, иначе проиграешь. Педагогу надо искать другие методы работы: заинтересовывать, увлекать школьников. Сейчас понимать русский язык как свод правил по орфографии и пунктуации в корне неверно, это подход середины прошлого века. Современный русский язык как предмет включает в себя все навыки работы с текстом. Сегодня чрезвычайно важно научить ребят ориентироваться в потоках информации, скорость которых с каждым днем возрастает. Как работать с оглавлением, как написать тезисы, как прочесть или самому написать аннотацию; как вычленить из текста главную мысль; как сжато пересказать информацию… Неслучайно в новом стандарте подчеркивается метапредметная функция русского языка.

Безусловно, учить ребенка – дело школы. Но и родители должны принимать участие в образовательном процессе. Для того чтобы улучшить успеваемость ребенка, нужно просто почаще с ним разговаривать, причем не только на бытовые темы: обсудить фильм, книжку, желания и стремления ребенка. Это благоприятно скажется не только на отношениях в семье, но и на коммуникативных навыках ребенка, его способности грамотно формулировать свои мысли.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + четырнадцать =