Лариса Дериглазова, д.и.н., профессор кафедры мировой политики ТГУ, директор Центра Европейского союза в Сибири

Лариса Дериглазова:
об НКО как иностранных агентах

Лариса Дериглазова, д.и.н., профессор кафедры мировой политики ТГУ, директор Центра Европейского союза в Сибири:

Лариса Дериглазова, д.и.н., профессор кафедры мировой политики ТГУ, директор Центра Европейского союза в Сибири
Лариса Дериглазова, д.и.н., профессор кафедры мировой политики ТГУ, директор Центра Европейского союза в Сибири

– Я согласна с мнением российских правозащитников: закон, предлагаемый единороссами (о присвоении НКО, финансируемым из-за рубежа, статуса «иностранный агент». — Ред.), является продолжением шпиономании и стремлением дискредитировать оппозиционные настроения. Ведь по этому закону любое публичное критическое действие или высказывание человека или организации, получающих зарубежные гранты, расценивается как пропаганда, направленная на разрушение существующей власти в России. Причем ярлык иностранного агента предлагается в обязательном порядке принять на себя всем организациям, получающим иностранную финансовую помощь.

Этот законопроект – продолжение политики, начатой еще в начале 2000-х годов, когда был ужесточен контроль над деятельностью иностранных фондов. Тогда из России фактически ушли фонд Сороса, фонд Форда, образовательные и информационные центры Британского совета.

Важно учитывать, что многие зарубежные фонды вкладывают средства в проекты, которые не находят понимания у российских властей. И это не только правозащитная тематика. Например, американские и европейские фонды финансировали программы профессиональной переподготовки и трудоустройства бывших военных после массового сокращения численности армии в 1990-е годы, помогали и продолжают помогать детдомам, инвалидам, в решении экологических проблем и т.д. Само российское правительство в 2009–2011 годах получило грант в два млн евро от Европейского союза на развитие «электронного правительства», которое так облегчило жизнь миллионов россиян.

Я работаю в университете с 1986 года и знаю, как много средств было вложено в развитие российского высшего образования именно зарубежными фондами. Эти вложения помогли нашей системе высшего образования выжить в 1990-е и постепенно интегрироваться в международное образовательное и академическое пространство после десятилетий изоляции советского периода. Причем многие зарубежные фонды стремились оказывать поддержку региональным вузам, ученым, студентам. Это сделало нас, людей, работающих в университетах, иностранными агентами?

Инициаторы законопроекта ссылаются на зарубежный опыт, но такая интерпретация далека от действительности. Да, в США в 1938 году был принят закон «О регистрации иностранных агентов» (Foreign Agents Registration Act) для противодействия влиянию фашистской пропаганды. Но он не имеет ничего общего с законопроектом, который предложен нашими парламентариями. По американскому закону зарегистрироваться должен иностранец, а не американец, который официально действует на территории США с целью пропаганды (именно это слово употреблено в законе) в интересах другого государства. По американскому закону не подлежат регистрации иностранные организации, если их деятельность связана с бизнесом, религией, философией, наукой, образованием и искусством. Не требует регистрации гуманитарная деятельность. То есть большая часть российских НКО, получающих зарубежную помощь, в США были бы освобождены от регистрации как иностранные агенты.

Словом, уверена, что этот закон направлен на подавление свободомыслия в России через навешивание ярлыков на людей, которые имеют зарубежный опыт или контакты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 4 =