Ольга Цылева:
о поэте Максе Батурине через 15 лет после его смерти

Сначала немного из «Википедии». Макс Батурин (9 января 1965, Томск – 26 апреля 1997, там же) – русский поэт. Учился на истфаке Томского университета, не окончил. Публиковал стихи в городской периодике с 1986-го. В 1994-м – первая книга «Сказано вам русским языком!». Считался лидером молодой томской поэзии рубежа 1980–1990-х годов. Эстрадные концерты группы «Левых поэтов» собирали в Томске, новосибирском Академгородке, городах Сибири полные залы.

…Лелеемый им самим образ литературного хулигана доставлял немало беспокойства областной писательской организации. Но батуринская поэзия не сводима к одному лишь эпатажу. В Максе свободно уживались и enfant terrible томской литературы («Бог любит троечниц с ногами Моны Лизы…»), и нежный лирик, и куртуазный маньерист:

Макс Батурин

«Вы вся – изящество, вся – женственность, вся – нега.

На вас меха и финская дубленка.

С какою грацией вы мучили ребенка

За то, что он жевал кусочек снега…»

Макс был необычным человеком. И познакомились мы необычно. В 1992-м я, студентка отделения журналистики ТГУ, снимала квартиру в «деревяшке» в центре города. Однажды дома наткнулась на антенну от старенького телевизора и серьезно повредила глаз. Сижу и реву – от обиды, возможной потери зрения и полной бессмысленности происходящего. В этот момент на пороге появились известный мне художник Сергей Цицура и до сих пор не виданный поэт Макс Батурин. Они меня быстро успокоили, отвезли в больницу, где врачи вынесли вердикт – от механического повреждения начала отслаиваться роговица, зрение будет падать. Вернувшись домой, Макс, как состоявшийся поэт и несостоявшийся врач, а лечить и лечиться он всегда любил, положил мою голову себе на колени и стал… молиться. Он просил Господа сохранить мне зрение и сохранить меня… Я уснула. Макс тихонечко ушел.

С тех пор живу со 100%-м зрением и воспитываю нашу общую дочку Софию, которая очень похожа на своего отца. Когда родилась Софочка, Макс написал для нее завещание. Он завещал дочери самое ценное, что было у него, – свое творчество. Тогда я не понимала, даже сопротивлялась – зачем?! Живи, твори, у тебя ведь этого никто не отнимет. Сейчас, когда прошло столько лет после его гибели, понимаю: этим простым листком он дал нам моральное право сохранить его творчество. Чтобы его произведения помнили и читали люди в том виде, какими он их создавал.

Вместе с друзьями Макса – Еленой Заславской, Андреем Батуриным и Александром Егоровым – мы создали сайт с произведениями поэта, которые собирали по всему Томску, – www.maxbaturin.com.

Макс не был простым человеком. Он просто был поэтом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − два =