Петр Балашов:
о страхе одиночества

Петр Балашов, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии СибГМУ, профессор:

Петр Балашов, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии СибГМУ, профессор

– Прочитал на днях в Интернете об эксперименте, проведенном питерским врачом в подростковой среде. По его условиям участник соглашался провести восемь часов в одиночестве, не пользуясь никакими средствами коммуникации, не включая компьютер или гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные занятия – игра, чтение, рисование, пение, прогулки и т д. – были разрешены. При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало прекратить и записать время и причину прекращения. Участвовали 68 подростков от 12 до 18 лет. Дошли до конца ТРОЕ. Семеро выдержали 5 часов и более. Остальные – меньше. У 27 наблюдались приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение шевеления волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший до остроты панической атаки. У троих возникли суицидальные мысли…

Оставлю на совести автора правовую сторону мероприятия. Но в целом эксперимент меня заинтересовал. Во-первых, он в очередной раз наглядно продемонстрировал, насколько сильны в подростковой среде так называемые нехимические аддикции (зависимости) и насколько они опасны. Без Интернета, игровых автоматов, телевизора ребята беспомощны, растеряны. Они очень хорошо описывают свое состояние, особенно те, кто рано вышел из эксперимента: «доза», «ломка», «синдром отмены». Для них это была искусственно созданная психотравмирующая ситуация одиночества, и они, не выдержав ее напряжения, кричали SOS.

Это был эксперимент. Но ведь и в естественной жизни люди нередко испытывают ощущение одиночества, изоляции. Все, независимо от возраста. Вынужденные иммигранты, чье общение ограничено языковым барьером. Грибники и охотники, заблудившиеся в лесу. Одиночество может обрушиться на любого.

В силу характера, темперамента люди по-разному реагируют на одиночество. Для интровертов это комфортный режим существования. Для шизоидных личностей, живущих в мире своих переживаний, это даже суперкомфортно. А вот экстраверты, оказавшись в ситуации лишения контактов, чувствуют себя плохо. Но и те, и другие, и третьи одинаково тяжело реагируют на стрессогенную (внезапно наступившую) ситуацию одиночества. Не искусственную, а естественную. Для них это катастрофа. В такой ситуации, к сожалению, может оказаться каждый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × три =