Савелий Вольфсон, доцент, руководитель ОМО ИФ ТГУ
Савелий Вольфсон, доцент, руководитель ОМО ИФ ТГУ
Савелий Вольфсон, доцент, руководитель ОМО ИФ ТГУ

Савелий Вольфсон, доцент, руководитель ОМО ИФ ТГУ

В статье «А и Б сидели на трубе…» «ТН» предлагали мэрии попытаться предложить меры, которые «…дали бы «градообразующему комплексу» хотя бы какие-то конкурентные преимущества и помогли привлечь дополнительных студентов». Эти меры известны, в частности, я уже несколько лет пытаюсь обратить на них внимание и мэрии, и областной администрации.

Заранее хочу оговориться – то, что я, (правильнее «мы») предлагаю, не является досужей выдумкой. Это – международный опыт.

«Томск как центр международного образовательного туризма».

В течение почти десятилетия на спецсеминаре студенты отделения международных отношений изучают различные виды и направления международного туризма, пишут на эти темы курсовые и дипломные работы. В них зачастую содержится интереснейшая информация. На некоторые факты я пытался обратить внимание руководства города.

Отнюдь не является секретом то, что чем больше развивается в области туризм, тем больше валюты вывозится за пределы области. На каждый рубль, который иногородний или иностранный турист привозит к нам в область, пять рублей вывозится из области. Что делать, южный берег Басандайки не может конкурировать с южным берегом Крыма, Турцией, Египтом и т.д.

Но если подумать, то

  • – деловой туризм
  • – научный туризм
  • – лечебный туризм
  • – образовательный туризм – могут привлечь в Томск значительные средства.

Эти виды туризма наиболее быстрыми темпами развиваются во многих странах.

Только образовательный туризм дает значительно более ста миллиардов долларов в год тем странам, которые его развивают.

Лечебный туризм. Несколько лет назад его валовый продукт составлял 50 миллиардов долларов, в 2011 году – 76 миллиардов.

В письме мэру города я предлагал подумать над проектом «Томск-цент международного образовательного туризма» и попросил меня принять. Встретиться с мэром мне не удалось, как и с другими чиновниками. Правда, когда я узнал, что в мэрии появился чиновник, которому поручили курировать туризм (Н. А. Лисовская), я позвонил ей, попросил ее прийти к нам на факультет. Пришла. Я показал ей наши работы, мы хорошо поговорили, и на этом все закончилось.

Об одной встрече мне не хотелось бы вспоминать, но приходится. Один из сотрудников городского управления по делам молодежи, которого я ознакомил с нашими работами, посоветовал запросить грант, который могла бы дать по конкурсу комиссия городской думы. Мы оформили заявку на грант, предполагалось изучить международный опыт организации образовательного туризма, нам отказали. Председатель комиссии не мог понять, так как он заявил, какое отношение наш проект имеет к проблемам томской молодежи.

Я до сих пор гадаю, что это было – невежество или чиновничий снобизм. Наверное, ни то, ни другое. Скорее всего, депутат городской думы просто не дал себе труда подумать над тем, что мы предлагаем.

Образовательный туризм – это не только деньги в Томскую казну, это не только дополнительные доходы для университетов, это – первый этап процесса интернационализации высшего образования. Приезжая к нам на языковые курсы, летнюю школу, на семинар или конференцию, иностранный студент знакомится с университетами Томска, со студентами и учеными, возникают личные, деловые и научные связи. Потом кто-то из тех, кто приезжал к нам на краткое время, пожелает учиться в томских университетах. Это – мировая практика. В частности на Тайване эта программа курируется правительством. Наличие иностранных студентов – один из важнейших критериев качественного рейтинга любого университета.

В мире в настоящее время развертывается глобальная битва за интеллектуальные ресурсы. И мы в ней практически участия не принимаем. Поправлюсь: в этой битве мы не выигрываем – мы экспортируем, но не импортируем молодые мозги.

Без интернационализации высшего образования невозможно инновационное развитие. Это понимают в облдуме и в обладминистрации – сужу по встречам с Б.А. Мальцевым и О.В. Козловской.

Министерство издает приказы и директивы – набрать такое-то количество иностранных студентов. Эти приказы нелегко выполнить – высочайшая конкуренция. Нужны серьезные – не порознь, а вместе – усилия по вхождению в мировой рынок образовательных услуг. Здесь нужны совместные действия муниципальных органов, университетов, бизнеса. Томск действительно может стать международным образовательным центром. Нужна особая программа совместных действий в этом направлении.

P.S. Свое исследование мы продолжаем. В этом году мы готовим к печати сборник статей «Интернационализация высшего образования: Китай, Индия, Япония, Израиль».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

52 + = 57