Сергей Самойленко:
Об искусстве как лаборатории

Сергей Самойленко, координатор Сибирского центра современного искусства

Сергей Самойленко, координатор Сибирского центра современного искусства (Новосибирск):

– Когда мы в Новосибирске открывали центр современного искусства, это была инициатива снизу. У нас не было поддержки власти, но были художники, которые уезжали в Москву (как арт-группа «Синие носы»), и инициативные люди (как галерист Терешкова). В Томске ситуация обратная – на открытие центра есть добрая воля власти, но нет своих художников. Это, конечно, проблема. Но, думаю, если откроется центр, то и художники появятся: нужна какая-то институция, вокруг которой бы формировалась среда, где работали бы с молодежью и где таланты взращивались бы. С инициативой сверху все вполне может получиться при хорошем руководстве и грамотном наполнении. Важно при создании контента не замыкаться только на себе: работать вовне, создавать условия для интервенции современного искусства в городскую среду, взаимодействовать с общественностью, делать совместные проекты с городом, развивать паблик-арт.

На мой взгляд, современное искусство – это прежде всего инструмент для изменения общественного сознания, ускорения каких-то перемен. То, что мне нравятся какие-то художники, – дело третье. Я занимаюсь современным искусством, потому что мне интересно помогать обществу меняться. Например, мы номинировали акцию «Монстрация» новосибирского художника Артема Лоскутова на премию «Инновация». И теперь «Монстрация» ежегодно собирает тысячи человек в разных городах. И это самое важное, что реально что-то меняется в сознании людей, в их отношении к жизни. Ведь невозможно все время слушать шансон, пользоваться компьютерами и любить передвижников…

Я бы сказал, что сегодня такое искусство нужно насаждать: устраивать выставки, создавать институты, читать лекции. Но это должен быть не привычный музей, а что-то вроде лаборатории. Ведь про современное искусство всегда говорят: «Шарлатанство!» Но каждый зритель должен иметь шанс самостоятельно принять решение, так это или нет. В этом вся фишка. Внутри самой структуры современного искусства заложен этот выбор для зрителя: поверить кому-то или разобраться самому, попробовав найти какие-то смыслы. Судя по тому, сколько людей пришло на открытие выставки «Синих носов» в Томске, интерес к современному искусству в вашем городе есть. У себя мы ни разу не собирали столько зрителей на открытии, несмотря на то что вход в первый день обычно бесплатный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − один =