Вот уж не думали сотрудники Музея истории Томска, затевая для горожан и гостей города театральную выставку, что закрутится едва ли не детективная история…

Детективная, потому что без расследования не обошлось. Во всяком случае проделанная ими работа по подготовке одного из разделов выставки очень на этот жанр смахивает. И, как это нередко бывает, в ходе поиска конкретного факта о конкретном спектакле параллельно выяснилась куча любопытной информации про театральную жизнь Томска, ранее мало известную. Но обо всем по порядку.

Сначала был эскиз…

В Год театра и не сделать театральную выставку? Вот и сотрудники Музея истории Томска так рассудили. От идеи рассказывать о прошлом и настоящем старейшего театра области – томской драмы – отказались еще на берегу. Информации об этом много, она общеизвестная и общедоступная. А вот театральная кухня и процесс создания спектакля – это уже интересно. Согласитесь, всегда любопытно узнать, что происходит по ту сторону кулис в то время, как ты сидишь в зрительном зале.

– Даже когда определена общая идея выставки и началась работа по сбору материала, не всегда понятно, как всё сложится в итоге. Многое зависит от того, какую информацию удастся найти. От нее рождается наполнение и оформление будущей выставки, – рассказывает Людмила Панаркина, художник-декоратор выставки «Браво! Бис!». – В конечном итоге получилось театральное закулисье. Через его атрибуты мы рассказываем о культурной жизни Томска XIX–XX веков.

А начало всё собираться вокруг… эскизов костюмов, обнаруженных в архиве областного краеведческого музея. Как и когда они там оказались – история умалчивает. Нарисованы эскизы от руки, красками. Что любопытно, на обрывках каких-то бумаг, гравюр, фотографий… То ли с бумагой в те времена была напряженка, то ли художник творил свои эскизы в порыве внезапного вдохновения, и оттого в ход шло все, что первым попадалось под руку… Судя по набору изображенных персонажей (царь, царица, гусляр, Кощей, богатыри), все они из одной оперы. В смысле из сказки, русской народной. На обороте одного из эскизов нашлась фамилия художника – Мошкин. И вот дальше уже началось целое расследование.

Организаторам выставки удалось выяснить: Мошкин работал в театре в первые послевоенные сезоны. Напомним, что накануне Победы в Томск прибыл бывший фронтовой театр им. В. Чкалова. Он был создан на базе театра рабочей молодежи, который незадолго до войны получил статус профессионального колхозно-совхозного театра Горьковской области. Правда, проработал художник Мошкин в Томске совсем недолго. Возможно, поэтому информацию про него днем с огнем не найти. Выяснить название спектакля через «послужной список» художника не удалось.

Лягушка любимая

Пришлось нырнуть в библио­течные архивы. В альманахе «Томск» от 1945 года в статье под названием «Дневник искусств» сотрудники музея наткнулись на фразу: «Кроме того, силами молодых артистов приготовляется для детей младшего возраста сказка об Иване-царевиче, о земле родимой, о лягушке любимой». Появление лягушки, да еще и почему-то любимой, вызвало легкое недоумение. А статья в целом – понимание: даже в тяжелые военные годы люди ходили в театр.

Все встало на свои места, когда научный сотрудник музея обнаружил на последней полосе одной из местных газет объявление о репертуаре театра. Среди них премьера – «Сказка об Иване-царевиче, о земле родимой, о матушке любимой» В. Гольдфельда. Как матушка на страницах альманаха превратилась в лягушку, остается только догадываться. Спишем это на банальную опечатку.

– Получается, что раньше актеры могли репетировать спектакль по полгода. Упоминание о готовящейся премьере относится к лету 1945 года, а первый показ состоялся в январе 1946 года, – резюмирует Людмила Панаркина. – Дата премьеры, кстати, не случайна. Полный текст пьесы найти мы не смогли, только краткое содержание в Интернете. Деда Мороза в этой истории нет, но есть некая новогодняя сила, помогавшая Ивану-царевичу.

А в конце января 1946 года в «Красном знамени» вышла рецензия на спектакль. Там замечание автора: «Несмотря на прекрасную игру артистки, исполняющей роль Ирины Прекрасной, театру не удалось показать чудо-чудное, к которому так стремился Василий-царевич. Превращение Ирины в прекрасную радугу без световых эффектов явно не удалось».

Отсюда напрашивается нехит­рый вывод: зрители всех времен идут в театр с запросом «сделайте нам красиво».

Рабочая группа, которая трудилась над выставкой «Браво! Бис!»: научные сотрудники Александр Чуманов и Валерия Корнева, художники-декораторы Людмила Панаркина и Екатерина Юшкеева, графический дизайнер Мария Пономарчук

Ах ты, подколодная!

Эта же статья помогла выяснить, что за необычный персонаж объявился в русской народной сказке. Среди богатырей, принцесс и прочих героев сказочной истории затесалось нечто зеленое, с хвостом и на двух ногах. Змей Горыныч? Где тогда остальные две головы? Динозавр? Очень похож, но откуда ему взяться в театре военных лет, еще и в народной сказке? Добавила интриги и подпись на обороте эскиза. Иногда работники цехов помечают снятые с актера мерки для пошива костюма. И подписывают фамилию актера. Это как раз тот самый случай. На обратной стороне эскиза, где изображено «нечто зеленое», с трудом, но читается фамилия исполнительницы роли – Миодушевская. То есть это нечто, смахивающее на динозавра, еще и женщина играет!

Рецензия вносит ясность. Журналист с явным удовольствием пишет, что перед глазами зрителей предстают знакомые образы сказочных героев: Ивана-царевича, Аленушки, Кощея… Змеи подколодной! К слову, еще никто из посетителей выставки не угадал подколодного персонажа по эскизу костюма.

А вот воспоминания артистки Миодушевской, которые обнаружили в ходе поисков работника музея, рассказывают о царящих за кулисами нравах в послевоенные годы. Сама Миодушевская из известной актерской династии. В Томск приехала из Горького. Вскоре вернулась обратно: заболела ее дочь, и врачи настоятельно посоветовали сменить сибирский климат.

«Я пять лет проработала после войны в томском драмтеатре, – делилась воспоминаниями актриса с автором статьи. – Коллектив был очень дружный. Однажды случилось несчастье: погиб осветитель. Артисты практически взяли на содержание его вдову и ребенка. Каждый отдавал им часть своей зарплаты. Актеры продолжали присылать деньги, даже переехав в другой город».

Голос из-за могилы, ночь в лесу и не только

История вокруг сказки про Ивана-царевича и компанию лишь одна из немногих, что расскажут вам экскурсоводы. На выставке организованы бутафорский и костюмерный цеха, уголок художника-декоратора. Среди экспонатов – подлинные костюмы советского периода, бутафорский реквизит и другие неотъемлемые атрибуты жизни театра, уникальная афиша не менее уникального спектакля «Университетская роща». В чем уникальность обоих – узнаете, посетив выставку.

Вас также познакомят с десятками всевозможных увлекательных закулисных историй, колоритных деталей и вкусных подробностей о рождении спектаклей и актерских образов.

Знаете, например, через какую пытку вынужден был проходить исполнитель роли Отелло? Или любого другого чернокожего персонажа? Чтобы добиться нужного цвета лица, приходилось смазывать его вазелином. После чего обильно покрывать мелкотолченым березовым углем, обычное назначение которого – чистка зубов.

Или другой интересный момент. На выставке можно увидеть, как выглядели афиши королёвского театра. Того самого, с которого началась театральная история Томска и который соседствовал с Троицким кафед­ральным собором. Вниманию посетителей выставки – афиша спектакля «Отец и дочь», представленного публике в 1885 году. Глядя на нее, закрадывается подозрение, что во все времена у зрителей особенно пользовались успехом истории поострее и повеселее. Во всяком случае названия четырех действий пьесы, перечисленных на афише, наталкивает на подобные мысли: «Развод», «Ночь в лесу», «Дом сумасшедших», «Голос из-за могилы».

И это далеко не полный список любопытных и малоизвестных фактов и деталей, которые можно узнать в Год театра на выставке «Браво! Бис!».

Выставка работает ежедневно (кроме понедельника) с 10.00 до 19.00 и продлится до 27 сентября. Цена билета 80 рублей. (6+)

Автор: Екатерина Журавлева
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 4 =