Спекуляции на фоне инфляции?

Материалы полосы подготовили Дмитрий Евсейчук, Елена Тайлашева и Светлана Григорьева

Фото: Вероника Белецкая

Магазин продукты

Ценовая карусель

Самой актуальной проблемой в жизни большинства россиян стал рост цен, особенно на продукты питания. По итогам прошлого года уровень инфляции в России составил 11,4% – от таких цифр российские граждане за последние годы отвыкли. В 2013 году, например, цены выросли только на 6,5%.

Цены на продовольственные товары в минувшем году увеличились на 16,7%. Быстрее всего цены росли в декабре, когда резко обвалился рубль. Товары за этот месяц в целом подорожали на 2,6%, а продукты – на 3,3%. Примерно тот же темп инфляции сохраняется и в январе. По состоянию на 26 января цены с начала года увеличились на 2,1%.

Правительство пытается обуздать инфляцию с помощью административных мер воздействия. Прокуратура и Федеральная антимонопольная служба анализируют ситуацию на рынке, чтобы разобраться, в каких случаях стоимость товаров поднимается экономически обоснованно, а в каких – спекулятивно, чтобы увеличить прибыль на волне общей паники.

В Томской области цены растут чуть медленнее, чем в среднем по стране. В 2014 году инфляция в нашем регионе составила 10,7%. Хотя по итогам 2013 года цены в нашем регионе выросли чуть больше общероссийских – на 6,6%.

По данным Томскстата, в декабре продовольственные товары в области подорожали в среднем на 3%. Максимальный рост цен был зафиксирован на свежие огурцы – в 1,8 раза, на свежую капусту – на 38,7%, на гречневую крупу-ядрицу – на 27,7%, виноград – на 27,5%, свежие помидоры – на 27,0%, сахар-песок – на 17,4%.

Из непродовольственных товаров больше всего в регионе подорожала бытовая электротехника – на 24–26%, а из услуг – экскурсионные поездки в Финляндию (26,1%), Китай (25,9%) и Германию (21,3%).

Прокуроры ищут виновных

Подорожание импортной техники и поездок за границу объясняется падением курса рубля. А почему рост цен на отечественные продукты питания в ряде случаев превысил рост цен на импортные товары и услуги? На этот вопрос попыталась ответить прокуратура Томской области, которая с 20 по 23 января организовала проверку всех крупных торговых сетей нашего региона.

В результате работники прокуратуры сделали вывод, что в росте цен на социально значимые товары виноваты торговые сети и департамент потребительского рынка администрации Томской области. Руководителям 12 торговых организаций, в том числе таких крупных, как «Абрикос», «Быстроном», «Поляна», «ФудCity», «Мясной ряд», прокуратура объявила предостережение о недопустимости нарушения закона при установлении цен на продукты питания.

А начальнику департамента потребительского рынка Константину Чубенко заместитель прокурора области Игорь Кошель внес представление за «непринятие должных мер к установлению предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (крупа гречневая, сахар, капуста, морковь и пр.)».

Константин Чубенко комментировать обвинения в адрес своего департамента не стал, объяснив «ТН», что материалов дела он еще не видел, поэтому давать какие-то комментарии пока рано.

В ближайшее время областная прокуратура проверит обоснованность роста цен у оптовиков.

– Проведенный анализ показал, что в большинстве случаев рост цен на продукты первой необходимости обусловлен повышением закупочной цены поставщиками, – сообщил «ТН» начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Томской области Дмитрий Неверов. – В частности, отмечен рост цен у поставщиков крупы ООО «ПТК «Сибирский амбар», ООО «ДЮА» и ООО «ТД «Стайер», поставщика говядины и свинины ООО «СибМясТрейд», поставщика сахара ООО «Бас-Тон», поставщиков муки ООО «Регион-РТ», ООО «Трейдер» и ООО «Амбар Сибири», поставщика яйца и мяса кур ООО «Томская птицефабрика». В связи с этим прокурорам городов и районов области дано задание о проведении дополнительных проверочных мероприятий для установления причин и оценки законности роста цен у томских поставщиков сельскохозяйственной и продовольственной продукции.

УФАС ищет причины

Сотрудники антимонопольной службы анализируют ситуацию на рынке постоянно, они пытаются вычислить спекулянтов, изучая механизмы ценообразования и факторы, влияющие на изменение цен.

– Мы мониторим только те позиции, где есть крупные томские производители, с которыми мы можем о чем-то говорить, – уточнил начальник отдела экономического анализа УФАС по Томской области Сергей Паньков. – Если производство большей части продукции происходит за пределами области, то мы можем проверить обоснованность роста цен только до оптового поставщика. Поэтому постоянно мы контролируем всего пять позиций – производство свинины, мяса кур, куриного яйца, картофеля и продажу гречки (по приказу ФАС).

Рост цен на отдельные товары начали фиксировать еще в конце августа – начале сентября. Это было связано с эмбарго в отношении сельхозпродукции из стран ЕС и США. Например, резко выросла стоимость норвежского лосося, ряда сыров. Но это было вызвано законами рынка: предложение сократилось, и остатки санкционных товаров распродавались по завышенным ценам. Поэтому тут у антимонопольщиков никаких вопросов не было.

Гречка осталась под снегом

Следующий рост цен произошел в октябре, после уборочной кампании. Примерно на 70% увеличилась цена гречневой крупы. Это было связано с тем, что на Алтае, где находятся основные поставщики гречки в Томскую область, выдалась неблагоприятная погода для сбора урожая и часть гречихи осталась под снегом. Возникшая в результате этого паника на рынках Сибири тут же распространилась по всей стране, и гречка подорожала во всех регионах. Никакого сговора по этому поводу федеральным и региональным органам антимонопольной службы обнаружить не удалось. В томских торговых сетях цены на гречку поднялись только после увеличения цены со стороны поставщиков.

Курица полетела за свининой

Свинина и курятина подорожали примерно на 10%. Сначала в сентябре поднялась цена на свинину, причем больше чем на 10%. Произошло это также из-за санкций – сократился импорт свинины из Европы. В результате часть свинины, производимой за Уралом, стала поставляться в европейскую часть России. А в Сибирь объемы поставок свинины сократились, и она подорожала. То же самое произошло и с продукцией «Сибирской Аграрной Группы», чья свинина и до санкций поставлялась во многие регионы Сибири и Урала, вплоть до Екатеринбурга. В октябре цена на свинину немного упала, так как часть потребителей перешла на более дешевое куриное мясо.

Причиной подорожания курятины стало не сокращение предложения, а увеличение спроса – за счет тех, кто вместо свиного мяса стал употреблять мясо птицы. Возможно, что снижению цен на свинину способствовало и то, что в сентябре УФАС возбудило дело в отношении «Сибирской Аграрной Группы». Причины повышения цен на мясо, которые указала компания, сотрудников УФАС не удовлетворили.

Хлеб, яйцо, сахар

Стоимость хлеба поднялась из-за увеличения закупочной цены зерна на 50%. Тут сработало сразу несколько факторов. Во-первых, вырос экспорт российского зерна за рубеж. Из-за падения рубля зерно стало выгоднее продавать за иностранную валюту, при этом у российских производителей появилась возможность демпинговать, ставя цены ниже рыночных. Во-вторых, цена на хлеб не росла несколько лет, а затраты производителей увеличивались.

Цена на куриное яйцо резко выросла еще год назад. И вот тут есть подозрение, что произошел сговор крупных производителей, так как цены поднимались согласованно по всей стране, а каких-то экономических предпосылок к этому не было. Но доказать факт наличия такого сговора не удалось. Осенью и зимой цены на яйцо росли небольшими темпами, это повышение было обусловлено ростом закупочных цен на зерно.

Если судить по жалобам потребителей по горячей линии Томского УФАС, сейчас население больше всего встревожено ростом цен на сахар. Но он подорожал по всей стране, и ФАС сейчас в этой ситуации разбирается. Томские торговые сети подняли цены на сахар только после повышения его стоимости у поставщиков.

Бензин пока стоит

Цены на бензин не растут, по крайней мере с июля прошлого года. Но у населения возникает вопрос о том, почему они не снижаются, если цена на нефть упала в два раза.

– У нас любят кивать на США, где бензин стоит дешево и его цена снижается вместе со стои-

мостью нефти. Но в России, в отличие от США, цена самой нефти в стоимости бензина занимает не более 25%, – пояснил Сергей Паньков. – Все остальное – это налоги, акцизы и транспортировка. Примерно та же ситуация и в Европе, поэтому там бензин тоже стоит дорого. А в США бензин налогами практически не облагается, поэтому напрямую зависит от цен на нефть.

В районах области главным поставщиком топлива является «Томскнефтепродукт», поэтому бензин там стоит, как в Томске, плюс расходы на транспортировку. За исключением Каргасокского, Парабельского и Тегульдетского районов. Туда «Томскнефтепродукт» топливо не поставляет, и в результате бензин там стоит на несколько рублей дороже, чем в остальной части Томской области.

Паническая рука рынка

По мнению Сергея Панькова, сговор производителей и торговых сетей периодически происходит, но на общую ситуацию больше влияют глобальные тренды и общие настроения среди участников рынка. В нынешней ситуации не нужно было никакого сговора, чтобы необоснованно поднять цены на какие-то категории товаров.

Боясь дальнейшего роста цен, все пытаются подстраховаться: производители и торговые сети завышают стоимость товаров и продукции, а потребители стараются сделать запасы продуктов на будущее. В результате совместными усилиями на рынке создается паника, которая еще больше разгоняет инфляцию.

«Не успеваем менять ценники»

Галина Алексеевна, продавец на рынке:

– Цены пляшут уже три месяца. Больше всего подорожали мясо, сыры и вся молочка. Я в своем отделе уже со счету сбилась, сколько раз ценники переписывала. Ну не менее десятка за квартал. За этот месяц уже дважды. По моим оценкам, стоимость продуктов выросла на 20–40%. Люди стали покупать меньше мяса, перешли на курицу, вместо импортных или российских твердых сыров стали брать больше сырного продукта и колбасного сыра. Они дешевле, и семье это выгодно, а вот нам, продавцам, совсем нет. Наш заработок стал меньше. Хотя до нового года нам удалось заработать: народ покупал больше еды к праздничному столу. Сейчас же у большинства кошелек пуст, томичи себя ограничивают в продуктах, покупательский спрос упал, и мы сидим без зарплаты.

Ольга, продавец сети супермаркетов «Ярче» («КДВ-групп»):

– На мой взгляд, наша сеть – одна из самых недорогих в городе. И мы упорно сдерживали цены до нового года: почти все продукты привозятся из Новосибирска, с наших оптовых складов. А вот с нового года они поползли вверх капитально. С начала января мы на разные группы продуктов меняли ценники трижды. Получается, каждую смену пишем новые ценники. То на молочные продукты, то на бакалею, то на колбасу. В последнюю неделю подскочила стоимость фруктов. Груши Конференция сразу на 30 рублей, яблоки на 15–20 рублей, дешевле сотни у нас яблок нет.

Наталья, фасовщица супермаркета «Абрикос» (сеть «Лама»):

– Я и товар фасую, и ценники меняю в торговом зале. Круговорот цифр происходит на моих глазах весь месяц. И раньше тоже меняли ценники. Так что растут цены, растут. Вот два дня назад полностью поменялась стоимость чая. «Гринфилд» сразу на 20 рублей. Не отстали «Липтон», «Ахмад», «Ристон». Думаю, скоро и кофе вырастет в цене. Подорожали рыба и пресервы. Икра мойвы подкопченная с 70 рублей почти до 100 дошла.

TNews769_11

«Мы все в одной лодке»

Ценовых войн между производителями и их контрагентами нет «ТН» опросили руководителей предприятий – производителей и их контрагентов, выясняя: какое повышение цен зафиксировали они? Оказалось, что затраты некоторых компаний по сырью увеличились в два раза. Но они сделали все возможное, чтобы потребитель конечной продукции этого не почувствовал.

Федор Халецкий, генеральный директор ООО «Межениновская птицефабрика»:

– На сегодняшний день российский рынок полностью обеспечен мясом птицы, доля импорта на нем так низка (в пределах 10–15%), что стоимость завозимой из-за рубежа курицы никак не влияет на общую картину. Рост цен в нашем секторе связан с тем, что существенно подорожали импортные составляющие производства. Аминокислоты, вакцины, оболочки для производства колбас, специи – ничего этого в России нет, поэтому приходится завозить из-за рубежа. В итоге наши отпускные цены выросли на 6% – не так существенно. Зато к нам чаще стали ездить с проверками: антимонопольная служба, прокуратура…

Я знаю, что российские промышленники прорабатывали вопрос о создании новых производств, которые могли бы заменить некоторые импортные компоненты для куриной переработки. Например, по выпуску стрейч-пленки для упаковки. Но в связи с потрясениями на рынке инвестиционные планы отправились в стол. Нашей компании в этом смысле очень повезло: еще летом мы успели заказать и оплатить немецкое оборудование для модернизации производства колбас и мясных деликатесов, оно уже прибыло и ждет сборки. К лету 2015 года надеемся выйти на увеличение мощностей в два раза. Но о планах строительства молочного комплекса пока придется забыть…

В целом Межениновская птицефабрика довольно устойчиво перенесла события последних месяцев: наши объемы не сократились, хотя и ажиотажного спроса в связи с эмбарго мы не почувствовали. Структура продаж осталась прежней: примерно 75% продукции мы реализуем в Томской области, остальное распределяется по регионам Сибири, это Красноярский край, Новосибирская и Кемеровская области, Алтай. Я полагаю, спрос может увеличиться за счет того, что свинина и говядина становятся слишком дорогими для массового потребителя, и люди будут переходить на курицу.

Вадим Прусаков, управляющий ресторанными проектами «Славянский базар» и «Река 827»:

– В ситуации резкого роста курса доллара наши поставщики приятно удивили: было заметно, что они, пытаясь сохранить рыночные позиции, уменьшали свою прибыль, чтобы товар не оказался для нас непосильно дорогим. Запасы они продавали по старым ценам и не делали лишних накруток, чтобы заработать на моменте: мы все находимся в одной лодке, и крах одного потянет на дно всех по цепочке. Конечно, на позиции, которые пользуются повышенным спросом (лосось и недорогое стейковое мясо), цены все равно не удалось сдержать. Лосось, например, подорожал в 2–2,5 раза. Но если импортную рыбу сложно заменить, то по мясу мы постарались обратить больше внимания на местных производителей. Сейчас в России достаточно много компаний научились производить хорошую говядину, можно найти мясо любого качества и ценовой категории – от 350 рублей до 1,5 тыс. за килограмм. В Томске и окрестностях есть отличные фермеры и умельцы, например, я открыл для себя небольшую северскую компанию «Коптилкин и К» – индивидуальный предприниматель делает классные мясные деликатесы! Теперь он поставщик для наших ресторанов. На Алтае можно купить маралятину – она лучше, чем аргентинская говядина, но стоит всего 500 рублей за килограмм, плюс это 100%-я экологичность. Гусей раньше брали на Украине, сейчас – барнаульских. Обидно, что нет местных овощей, фруктов и ягод. Например, голландская клубника стала недоступна, а израильская нестабильна по срокам и качеству. Так что пришлось отказаться от десертов со свежей ягодой.

По продуктам в целом себестоимость кухни повысилась минимум на 30%, пиковые значения – 50%. Стараемся сэкономить на технологическом процессе: поменять технологию изготовления блюд, заменить более дорогие ингредиенты на более дешевые без потери качества блюд. Но ценовую политику пересматривать пока не собираемся: люди больше зарабатывать не стали.

Евгений Никитин, коммерческий директор ТПК «Сава»:

– Примерно в два раза выросли затраты компании на сырье, потому что в нашей продукции значительную долю занимает импортная составляющая. Томаты, груши, яблоки, клубнику, вишню – все везем из-за рубежа (в основном это Азия плюс Азербайджан и Сербия), и все расчеты в валюте. Еще веселее было с пектинами: мы покупаем их у московских и петербургских поставщиков, так они не только увеличили цену на 20–30%, но и установили цены в долларах, хотя раньше они были в рублях. Плюс ко всему банки подняли ставки по действующим кредитам: с прежних 12% до 25.

Конечно, все это отразилось на стоимости готовой продукции: по разным позициям она подорожала от 10 до 40% в зависимости от рецептуры. Впрочем, торговые сети были в своем репертуаре: многие просто отказались рассматривать повышение отпускных цен до января. Терпите как хотите…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + тринадцать =