Специалисты СХК провели необычный урок для лицеистов атомкласса

img_12_02

Этот урок не стоял в учебном расписании: он буквально свалился на головы десятиклассников лицея при ТПУ. Но ровно в 16.00 все они сидели за партами. Для учащихся атомкласса оригинальный урок провел главный специалист радиационной промышленно-санитарной лаборатории СХК Вячеслав Шушаков. Тема его выступления была сложна не только для школьников – даже взрослым требуется время, чтобы разобраться в специфических терминах и цифрах отчета по экологической безопасности. Организаторы необычного урока как раз и хотели в популярной форме донести до лицеистов информацию об экологической обстановке в Северске и о состоянии санитарно-защитной зоны СХК.

Просто о сложном

Вячеслав Шушаков сразу заострил внимание десятиклассников на одном из принципов экологической политики комбината: обеспечении открытости и доступности информации о воздействии предприятия на окружающую среду. С 2009 года СХК оформляет отчет по экологической безопасности и выставляет его в открытый доступ. Подобные документы позволяют всем желающим оценить экологическую деятельность предприятий атомной промышленности, а также способствуют повышению доверия со стороны общественных организаций, СМИ и населения.

Отчет организаторы заблаговременно раздали всем десятиклассникам атомкласса. Это весьма объемный документ. На 40 страницах формата А4 информация систематизирована по блокам.

– АО «Сибирский химический комбинат» является предприятием ядерно-топливного цикла и входит в Топливную компанию ТВЭЛ госкорпорации «Росатом», – пояснил ученикам Вячеслав Шушаков. – Он расположен в границах ЗАТО Северск на правом берегу реки Томь в 12 километрах от областного центра. Производственное ядро комбината составляют четыре завода по обращению с радиоактивными веществами и ядерными материалами.

Представитель СХК сообщил школьникам о том, что уже 10 лет на предприятии действует экологическая программа. За это время она несколько раз пересматривалась и актуализировалась, а в 2015 году была приведена в соответствие с политикой госкорпорации «Росатом».

Как только на экране появился сертификат интегрированной системы менеджмента АО «СХК», Вячеслав Шушаков поспешил дать простое и доступное пояснение:

– Когда вы ходите в магазины, покупаете продукты или товары, вы обращаете внимание на знаки на этикетке? Они говорят о том, что ваши покупки прошли сертификацию на качество. Вся продукция, которую выпускает Сибирский химический комбинат, тоже имеет подобные документы. На предприятии создана целая интегрированная система: менеджмент качества, экологический менеджмент, менеджмент охраны здоровья и безопасности, энергоменеджмент.

На предприятии создана группа внутренних аудиторов. Она ежегодно проверяет, как структурные подразделения СХК выполняют требования, предусмотренные интегрированной системой менеджмента. Но работа предприятия контролируется не только изнутри. Каждый год на комбинат приезжают международные эксперты. Например, в 2016 году аудиторы органа по сертификации «Интерсертифика-ТЮФ» из Германии подтвердили соответствие интегрированной системы менеджмента АО «СХК» международным стандартам.

Вячеслав Шушаков представил лицеистам основные документы, регулирующие природоохранную деятельность предприятия – законодательные акты, постановления правительства и национальные стандарты.

– Каждый документ несет в себе блок того или иного мониторинга по отходам производственного потребления, радиоактивным отходам, выбросам и сбросам, – поясняет Вячеслав Шушаков. – Одним словом, все экологические аспекты деятельности СХК находятся под контролем надзорных органов. Мало того, что комбинат открыт для населения, он обязан передавать все данные о воздействии на окружающую среду в Ростехнадзор и в Росприроднадзор.

img_12_01

Включайтесь в наши акции

Каждый год комбинат вкладывает миллионы рублей в охрану окружающей среды. В прошлом году – 450 млн рублей, в этом – уже 574 млн рублей. СХК совместно с управлением образования устраивает экологические субботники. Например, «Зеленая весна – 2016». С 2013 года комбинат финансирует компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству популяции сиговых рыб.

Более 450 млн рублей направил СХК на реализацию мероприятий по охране окружающей среды в 2016 году.

– В мае этого года в районе старого моста было выпущено более миллиона мальков пеляди и 85 тысяч мальков муксуна. По данным Росрыболовства, за последние три года популяции этих видов рыб у нас увеличились, – утверждает Вячеслав Шешуков. – Я присутствовал там и наблюдал за эмоциями малышей, помогавших выпускать мальков в реку. Вы бы видели их глаза!

В конце урока представитель СХК, как и положено учителю, попытался промониторить внимание ребят, задав им несколько специфических вопросов.

– Где находится фоновый пункт контроля?

– В Победе! – чуть ли не хором отвечают ученики атомкласса.

– Что такое ПДВ? – продолжает Вячеслав Шушаков.

– Предельно-допустимые выбросы, – нараспев произносит светловолосый лицеист.

– Это санитарный норматив, который установлен комбинату надзорными органами, – уточняет лектор.

Самые активные ученики получили… нет, не пятерки, а флешки с символикой АО «СХК».

 

 

Комментарии

Вячеслав Шушаков, главный специалист радиационной санитарно-промышленной лаборатории АО «СХК»:

– Я уже третий год представляю общественности экологический отчет-презентацию. Правда, в основном он был ориентирован на взрослых, специалистов именно по экологическому профилю. Со школьниками встречаюсь впервые. В принципе, было интересно самому участвовать в таком уроке. Мне важно было понять, что информация дошла до них, поэтому старался все объяснять более простым языком, без особых технических терминов.

Дарья Жесткова, ученица атомкласса:

– Я из Северска, поэтому знаю, что у нас есть пост контроля, а специалисты комбината следят за радиационной обстановкой в городе. Но о том, что существуют такие подробные отчеты, с конкретными цифрами, никогда не слышала. Было интересно узнать о допустимых нормах и пределах.

Иван Громов, ученик атомкласса:

– Мне на уроке было интересно. Сразу видно, что лектор разбирается в тематике. Он свободно рассказывал о своем предмете, причем говорил живо, не монотонно.

Несмотря на то что учусь в атомклассе, с будущей профессией еще не определился. Когда встал вопрос, где продолжать учиться, посоветовался со старшими. Они сказали: нефть и газ скоро закончатся, а атомная энергетика, IT-специалисты, космос – вот перспективные направления, которые стремительно развиваются как в нашей стране, так и в мире. Из всего этого мне ближе всего энергетика, поэтому я выбрал атомкласс. Мои любимые предметы – алгебра, физика и литература.

Анжелика Чермянина, классный руководитель атомкласса, преподаватель русского языка и литературы:

– Для нас это уже третье классное мероприятие с начала учебного года. 1 сентября мы побывали на экскурсии в Информационном центре по атомной энергии. Там ребята принимали участие в игре, посвященной атомной отрасли. Потом был квест. Лицеистам предстояло найти дома из наследия деревянного зодчества, замерить там уровень радиации. Я помогала им описывать здания.

Учебный год только начался, а уже столько интересных событий произошло. Все это предусмотрено в учебном плане – каждый месяц какие-то экскурсии, мастер-классы, встречи. Сегодняшний необыкновенный урок – только начало.

Александр Дорошенко, руководитель Информационного центра по атомной энергии:

– Нам не впервой проводить открытые лекции, представлять экологический отчет у себя в центре. Но доводить в таком формате информацию до школьников – подобной практики еще не было.

Идея родилась совместно с пресс-службой СХК. Попробовали организовать урок для атомкласса: все-таки это его профиль. Хотели посмотреть, как отреагирует на информацию изначально заинтересованная в предмете молодежь. Безусловно, риск был. Прежде всего потому, что дети остались на лекцию после полного учебного дня. Я доволен, как всё прошло: и тем, что задавались реальные вопросы, и тем, что у ребят был интерес в глазах. Один из критериев качества нашей работы в том и состоит, что, если у ребенка загорелись глаза, значит, мы своей цели добились. Думаю, и дети узнали достаточно много нового. Экологический отчет можно найти и в Интернете, но он не заменит живого общения. Опыт оказался достаточно интересным. Возможно, подготовим аналогичный урок и для ребят 11-го класса. Они-то уже более погруженные в эту тему.

Фото: Артем Изофатов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 11 =