Специалисты томской площадки СИБУРа рассказали молодежи Томска о востребованных профессиях в нефтехимии

Светлана Федорова

Фото: Денис Титов

IMG_2000

Десятиклассник Никита Леонов из Академлицея города Томска – парень с серьезными намерениями.

– Хочу выбрать профессию, которая будет актуальна в будущем. В химии кроется много возможностей: можно получить новый материал, применить новую технологию, готовится масса всевозможных прорывов, – говорит лицеист, внимательно рассматривая разнообразную продукцию, представленную на корпоративном стенде «Томскнефтехима». Это дочернее предприятие холдинга «СИБУР», являющегося, в свою очередь, крупнейшей нефтехимической компанией в России.

Более тысячи томских школьников, в том числе Никита, посетили экспозиции первого проф­ориентационного проекта «Город профессий». На его «улицах» работодатели представили 40 востребованных на сегодняшний день специальностей.

Проект состоялся в Томске впервые, инициатива принадлежит Департаменту труда и занятости населения Томской области. Томская площадка СИБУРа презентовала в «Городе профессий» две основные рабочие профессии: лаборанта химического анализа и аппаратчика химического процесса.

Полимеры правят бал

– Все, что окружает нас в повседневной жизни: компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника, – сделано в том числе из полимерных материалов. Поэтому мы решили показать детям многое из того, что изготавливают переработчики из нашей продукции: полиэтилена и полипропилена, – рассказывает Ольга Фуртатова, начальник отдела подбора, обучения и развития персонала ООО «Томскнефтехим».

Контейнеры, крышки, упаковка, нетканое полотно для памперсов и предметов гигиены – лишь небольшая часть ассортимента современной продукции из полимеров. Компании-переработчики выпускают конструкционные материалы – георешетки для укрепления почвы, напорные трубы, кабельную продукцию и многое другое.

– Из этого полимера можно сделать корпус телевизора или панель автомобиля. В любой машине наберется более 120 деталей из полипропилена и композиционных марок на его основе. А из этой пластмассы выйдет корпус холодильника, – демонстрирует любопытным школьникам разнообразные образцы Алла Трофимова, начальник методико-аналитической лаборатории центральной заводской лаборатории ООО «Томск­нефте­хим».

Пока одни ребята знакомились с продукцией, рассматривали цветные гранулы полипропилена, другие примеряли на себя профессию лаборанта. Самые смелые рискнули самостоятельно определить плотность полимеров и твердость материалов с помощью приборов.

– Лаборант химического анализа – это один из главных людей на установке, он осуществляет технологический контроль от сырья и материалов, которые поступают на производство, до готовой продукции, – объясняет Алла Трофимова.

Алла Семеновна занимается разработкой методов химического анализа, поскольку на химических объектах, к которым относится «Томск­нефтехим», все измерения и технологический контроль должны выполняться только аттестованными методиками.

– У нас на предприятии работают хорошо подготовленные специалисты. В прошлом году наши лаборанты заняли первое место на профессиональном конкурсе среди всех предприятий холдинга «СИБУР», – поясняет руководитель лаборатории.

Химия в круглосуточном режиме

Возле Олега Пахнутова, ведущего инженера-технолога технического отдела предприятия, собрались в основном мальчишки. Оно и понятно – профессия аппаратчика преимущественно мужская. На Олеге спецодежда. Она полностью соответствует производственным требованиям. Именно в таких прочных костюмах аппаратчики находятся на своих рабочих местах. Каска защищает голову, специальные очки – глаза, наушники спасают от шума, а ботинки – от тяжелых предметов и активных веществ.

– Я работал аппаратчиком в азотно-кислородном цехе. Получал азот и кислород. Потом эти вещества непосредственно участвуют в технологическом процессе, – рассказывает молодой специалист.

На «Томскнефтехим» он пришел студентом:

– В ТГУ проходила выставка профессий, примерно такая, как сейчас, но ориентирована уже на студентов. На «Нефтехим» принимали разнорабочих на лето для проведения остановочного ремонта. Тогда я учился в магистратуре на 5-м курсе химического факультета. Заполнил анкету, меня пригласили на работу. Я принес все документы, и, посмотрев, что у меня красный диплом бакалавра, меня приняли на постоянную работу в смену. Учился и работал, а когда окончил университет, мне предложили инженерную должность.

Олег часто проводит экскурсии на предприятии, о профессии рассказывает школьникам простым понятным языком:

– Аппаратчик – это специалист, который управляет химическим процессом не в лаборатории, а в масштабах производства. За ходом технологического процесса он следит на центральном пульте управления и управляет процессом дистанционно. Производственные линии у нас автоматизированы, но за любой автоматикой надо следить, выходить «в поле», – поясняет Олег Пахнутов и продолжает: – Когда я ребятам рассказываю о химических реакциях, что из чего получается, они делают вывод: в школе химию надо учить. Заинтересованность у ребят есть, они задают много вопросов.

Более того, выпускники школ могли увидеть воочию, как проходит один день из жизни предприятия. На большом экране детям показывали видеоролик, где полностью представлен производственно-технологический процесс: от поступления сырья до фасовки готовой продукции. Причем сделана съемка как дневная, так и ночная, потому что производство не останавливается ни на минуту.

– Мы приняли участие в проекте «Город профессий» для того, чтобы старшеклассники больше узнали о «Томскнефтехиме», почувствовали масштабы производства, оценили технологический уровень и потом пришли работать на наше предприятие. Очень порадовало, что многие дети понимают: будущее за химической технологией. Надеюсь, что после знакомства большинство сделают выбор в пользу наших профильных специальностей, – считает Ольга Фуртатова.

С представителем СИБУРа солидарен Алексей Вершинин, педагог томской школы «Эврика-развитие»:

– Мы с ребятами практически все экспозиции уже обошли. Выставка очень интересная, помогает детям определиться. Мои ребята с удовольствием участвовали в химических экспериментах, наверное, потому, что сюда пришли ученики преимущественно с математическим уклоном. Считаю, что о специальностях технического профиля школьникам стоит рассказывать как можно больше.

IMG_1973

IMG_1814

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =