Способы выживания томской легкой промышленности

Фото: Артем Изофатов

_J0A1071

Закройщица Татьяна расчетливо и быстро кромсает ножницами огромный кусок небесно-голубого футера. Несколько секунд – один рукав готов, еще чуть-чуть – другой. Совсем скоро из нескольких разрозненных деталей швея в соседнем цехе соберет чудесный джемпер, который подчеркнет синеву глаз какой-нибудь любительницы стиля этно из столицы…

_J0A1088

Томская компания «Этноарт» уже шесть лет создает авторскую одежду и аксессуары, но больше известна не в родном городе, а, например, в Москве и Питере, куда сейчас уходит большая часть готовых изделий. Ярмарка продукции предприятий текстильной и легкой промышленности «Томлегпром», которая пройдет 1–3 апреля в здании магазина «Тысяча мелочей», должна как раз познакомить томичей с местными производителями. Их набралось больше 20, и вообще-то это удивительно, что с нынешним курсом рубля выжило СТОЛЬКО компаний. Директор «Этноарта» Елена Риттер, проводя экскурсию по швейному цеху, останавливается у шкафа с разноцветными нитками made in China:

– Ничего российского для швейного производства сейчас нет: ни ниток, ни тканей, ни пуговиц, ни техники! Все счета мы получаем в долларах…

_J0A1073

Сохраняй спокойствие и веселись

– Из успешной компании мы превратились в предприятие, которое выживает. Объемы производства упали в три раза, – подытоживает Елена.

Но это первый и последний раз, когда в ее рассказе звучит грустная интонация: свое дело она любит безоговорочно и, похоже, вся ее команда состоит из неисправимых оптимисток. Мы заходим в цех цифровой печати и знакомимся с его повелительницей Юлией Кочановой. У стены мерно гудит станок, похожий на обычный печатный принтер.

– Печатает?! – удивляется директор.

– Тс-с-с! – прикладывает палец к губам Юля. – Не сглазь!

И обе начинают хохотать, попутно объясняя причину веселья:

– Как мы только не колдуем, чтобы он работал! Разговариваем с ним, чуть ли не со свечкой вокруг ходим… Оборудование очень капризное, специализированных станков для печати на ткани нет – переделываем обычные бумажные принтеры, например, Epson. Поскольку тут много переделанных блоков, техника периодически сходит с ума…

_J0A1172

_J0A1170

Пока мы беседуем, принтер очень в тему печатает на ткани рисунок с овечкой в темных очках и надписью «Keep calm and party on» – «Сохраняй спокойствие и веселись»… Когда печать – аллилуйя! – заканчивается благополучно, Юля кладет футболку под термопресс и выдерживает там ровно 45 секунд («Вчера до часу ночи здесь сидела – высчитывала идеальное время полимеризации», – рассказывает девушка). Рисунок получается вообще не различимым на ощупь – краска на водной основе полностью впиталась в волокно.

_J0A1206

Большие оригиналы

– Бизнес, особенно первый, – это долго и трудно, поэтому когда я искала идею для своего дела, то понимала: мне должно быть это интересно, – рассказывает Елена Риттер. – Я очень любила рисовать, и начали мы с холщовых сумок с авторскими рисунками. Потом родилась идея шить одежду, потому что было почти невозможно найти на рынке что-то интересное, что хотелось бы носить самим, тем более по доступной цене.

Сейчас изюминка «Этноарта» – одежда с авторскими принтами из натуральных тканей. Например, льняные изделия с рисунками вообще никто в России не делает – это дорого и сложно. Чтобы разнообразить стиль, компания работает с разными художниками. И не только томскими: для примера Лена достает детскую футболку с веселым зайцем – его рисовала девушка из Уругвая (бывшая петербурженка). Кстати, детский ассортимент – последнее нововведение: сертификат на нее получили недавно. Широкий ассортимент, вкупе с оригинальностью, – это то, за счет чего сейчас может выжить локальное текстильное производство.

_J0A1157

Последняя фишка «Этноарта» – принт под вышивку. Льняная туника и так стоит немало – около 3,5 тыс. рублей, а с настоящей вышивкой цена будет просто космической. Художники сумели сделать такой рисунок, что издалека и не отличишь прорисованный на принтере стежочек от вышитого вручную

Самые популярные сейчас изделия у покупателей – футболки и майки из экотрикотажа, на их долю приходится около 70% летнего ассортимента. Появление новой вещи – от разработки модели до первого готового образца – занимает примерно 1,5 месяца

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 6 =