Стали ли женщины счастливей от равноправия?

TNews825_07

Гендерное равновесие: миф или реальность

Равные права и свободы и равные возможности для их реализации закреплены в статье 19 Конституции РФ. Дискриминация по полу является уголовным преступлением. С некоторых пор работодатели не рискуют публиковать объявления типа «требуется инженер по технике безопасности (мужчина без в/п)». Даже за невинное «требуется уборщица» или «приглашаем санитарку» можно влететь на крупный штраф. Все, бороться больше не за что… Правда, по-прежнему остается на повестке вопрос: а стоило ли Зимний брать? Может, лучше было оставаться неосвобожденными и неравноправными?

«Штаны» имеют преимущество!

Саликова ЛенаЕлена Саликова, актриса Томского театра драмы

– Какое равноправие?! Разве что по закону. В жизни равноправия с мужчинами у нас нет. В театре даже при поступлении так называемые «штаны» (есть у нас такой термин) имеют преимущество. Их ждут больше, чем девочек, во время конкурса мужчинам всегда отдается предпочтение.

Ролей у женщин намного меньше, чем у мужчин. В мировой драматургии крайне мало пьес с большим количеством женских ролей. В основном в пьесах мужские роли и только одна-две – женские. Может, потому, что большинство драматургов – мужчины. У Шекспира на полторы сотни мужских ролей приходится всего две-три женские.

Мне не нравится равноправие на бытовом уровне: женщина несет тяжелые сумки, а мужчина ждет ее в машине или вообще дома сидит. Надо все-таки учитывать, что физически женский пол слабее мужского.

Другое дело, когда женщина выходит на спортивный помост и поднимает там тяжести по собственной воле. Или занимается борьбой или чем-то другим из того, что раньше считалось мужским делом. Вот тут я за равноправие. Если женщина хочет попробовать себя в мужской профессии, пусть пробует. Мне странно видеть женщин, идущих служить в армию. Но я рада, что у них есть право сделать такой выбор.

До тех пор пока детей рожают только женщины, абсолютного равноправия полов быть не может. Все-таки Ева сотворена из ребра Адама и каких-то сугубо мужских функций выполнять не может. Но физиологические отличия не должны быть поводом для унижения женщин – мол, у них мозги не так устроены и тому подобная чушь. Напротив, это должно быть поводом уважать женщину и помогать ей. Если мужчина берет на себя часть традиционно женских обязанностей по дому – тоже элемент равноправия. И это здорово.

Отношения между мужчинами и женщинами должны быть просто гармоничными, они должны дополнять друг друга, сотрудничать, а не конфликтовать.

Наше «счастье» приросло к дивану

васинцеваТатьяна Васинцева, сотрудник радио «Благовестъ»

– Женщина занимает руководящий пост, мастерски водит машину и содержит семью, включая мужчину. Это давно не вызывает удивления. Мы осваивали мужские профессии, стремились быть первыми, говорили мужьям: «Сиди дома, все равно толку от тебя нет, я сама буду зарабатывать». Они поверили в свою никчемность и удобно устроились на диване перед телевизором. День повалялись, другой, неделю, месяц и поняли – жизнь удалась! Больше не надо быть добытчиком, защитником, нести ответственность. Можно просто переваливаться с боку на бок, потягивать пиво и переключать каналы.

Мы добились равноправия, а сейчас удивляемся: отчего так много вокруг женоподобных, не приспособленных к жизни, безответственных мужчин и одиноких (свободных?) женщин, которые нажились с такими особями мужского пола, а теперь предпочитают называть себя сильными и сторонятся мужчин.

Что мы приобрели? И что значит «сильная женщина»? Стальной взгляд, решительная походка и волчья хватка в делах? Или это уставшее, неухоженное, измученное неработающим пьяницей-мужем существо, спешащее к нему и детям после работы и двух-трех калымов? Или убежденная чайлдфри, дважды в год отдыхающая на дорогих курортах и заводящая любовников для здоровья?

На мой взгляд, сильная женщина – это маска. Мы за нее прячемся, когда трудно, а помощи ждать неоткуда. Некому подставить сильное плечо, подать руку, взять на себя все проблемы и сказать: не бойся, я рядом. Приходится носить эту маску и мечтать втайне, что когда-нибудь появится тот, кто ее сорвет и закинет подальше. И можно будет расслабиться, доверчиво положить голову на плечо, не думать о проблемах, а сосредоточиться на другом. Создавать уют, красоту вокруг себя, вдохновлять своего мужчину на поступки, наслаждаться жизнью, любить и быть счастливой и любимой. Ключевое понятие в данном случае «мечтать втайне». Об этом не говорят вслух. Об этом даже думают только по ночам, когда рядом никого нет. А утром снова на работу. Перед зеркалом надеваем маску сильной женщины – и в бой! Прямая спина, безразличный взгляд, презрительная усмешка. Мужчины? Кто это? Они же вымерли.

Игры без правил – это непросто

парамоноваИрина Парамонова, психолог- консультант центра «Доверие»

– Говорить о гендерном равновесии весьма преждевременно, и это касается не только продвинутой Европы, но и патриархальной России. Но я согласна, что у современной женщины гораздо больше предпосылок быть счастливой.

С одной стороны, разводов в последнее время больше, чем браков. С другой – статус замужней женщины по-прежнему выше, чем у незамужней или разведенной. Но если двести лет назад бедная, хотя и богатая Долли была зациклена на своем Стиве, то сегодня круг интересов женщины молодой, хотя и многодетной был бы неизмеримо шире. Наняла бы детям няню, пошла работать, завела бойфренда и… была бы счастлива? Вопрос. Это зависело бы, скорее, от нее самой, чем от среды. И у нее была бы возможность записаться на психологический тренинг и поучиться быть счастливой. Не сочтите за рекламу.

Что касается смещения (смешения?) гендерных ролей, то об этом сегодня не пишет только ленивый. Игры без правил создают некий дискомфорт в женской жизни и судьбе. Уже лет 40 рассуждают о «ножницах», под которые неминуемо попадает деловая, энергичная, реализовавшаяся женщина. Она никогда не потерпит мужского диктата, но в то же время презирает супруга-подкаблучника. В 70-е годы прошлого века эта дилемма казалась почти неразрешимой. В современных семьях она отошла на задний план. Для молодых мужчин 25–30 лет, воспитанных мамами-инженерами, учительницами, милиционерами, идея о равноправии полов вполне естественна. Им не стыдно мыть посуду и менять памперсы. И хорошую зарплату жен они, в отличие от своих отцов, не воспринимают как посягательство на свою маскулинность.

Роли меняются, и это не всегда нравится. Но это еще не повод не быть счастливыми. Рецепт счастья на удивление прост. Включите любовь. Добавьте уважения. Воспитайте терпимость.

И… все! Поверьте, это немало.

Свобода выбора

поповаАлина Попова, лингвист, программист-фрилансер

– Давайте для начала определимся: завоевали ли мы равноправие на самом деле и что такое счастье?

Формально гендерное равновесие или хотя бы его подобие сейчас у нас стараются соблюдать. У нас есть женщина-спикер и женщина – председатель Центробанка, женщины-министры и женщины – федеральные судьи. Правда, женщин-асфальтоукладчиц, которыми так восхищались феминистки в СССР, уже не осталось. Есть настоящая дама-олигарх – но в единственном числе. Причем не факт, что гениальная бизнес-леди стала бы таковой, не будь по чистой случайности женой мэра Москвы. Но все же в ее неординарности сомнений нет. В отличие от прелестниц, добившихся достатка извечным женским манером а-ля госпожа Васильева.

На Западе не равноправие, а тоталитарный феминизм. Вякать против него боятся даже сами женщины. В англоязычном мире уже давно звучат призывы запретить само слово «женщина» – от него за милю веет мужским шовинизмом. Потому как английское woman этимологически не более чем «жена человека» (wife man).

Великий и могучий, несмотря на обилие совершенно женофобских пословиц, в данном случае вполне политкорректен: именование дочерей Евы в русском языке восходит к корню «ген» (родств. генетика, геном. И английское qwin, между прочим). Русским мужчинам повезло меньше – они этимологически всего лишь чудаки на одну букву. Так что коренной, а не показной феминизм у нас если не в крови, то в языке. И западные штучки типа квот в парламентах и уголовного преследования за домогательство нам смешны. Мы не против, чтобы нас немножко попреследовали. Но в случае чего можем и в морду.

То есть в некоторых отношениях русские ба…, то есть дамы, за толику неравноправия. Конечно, если это не касается таких материй, как зарплата и карьера. В этом отношении мы пока отстаем. Но, уверена, это лишь дело времени. Причем недолгого. И победит в России слабый пол без всяких квот и поблажек, а также феминистских заморочек.

А счастье… Это категория философская. А потому измерению и осмыслению поддается плохо. Для кого-то оно – «если милый рядом», для других – «когда тебя понимают». Конечно, во многой мудрости есть много печали. Но в среднем, думаю, мы все же счастливее, чем наши прабабушки. По крайней мере, у нас есть право выбора. И это уже счастье. С неосвобожденными женщинами Востока я бы точно местами не поменялась. Ни за что.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =