Судный день

Статей на сайте: 20

Речники показали томичам лишь часть своего флота, потому что большинство судов уже в плавании.

Маленький сын радовался путешествию в грузовой речной порт Томска больше всех. Портальные краны, барханы щебня и гравия – все как в любимом мультике про остров паровозиков.

– Томас! – кричит он, завидя тепловоз.

Но мы ищем другое движущееся средство: ОТ (озерный теплоход) 2074 и его капитана Семена Сёмина. Четырехпалубный двухвинтовой буксир стоит «на водопое» – закачивает воду для бытовых нужд. С едой, водой и полным баком дизтоплива речной гигант высотой в 13 метров может не приставать к берегу 12 суток. Средняя скорость – до 25 километров в час. Но если поставить впереди две-четыре, а в лучшие годы доходило и до шести барж, то движется, как говорят мальчишки, толкач совсем медленно – 10–12 километров в час.

Давным-давно, в августе 1991 года, на подобном теплоходе мы шли до Колтогорска (порт Стрежевого) почти неделю. Вниз по течению, на минуточку. Тогда и путч где-то возле Колпашева встретили. Ельцин на броне, танки, защита Белого дома – все проплыло мимо.

Люди на борту и за бортом

Капитан Сёмин молод и по-модному бородат, но взгляд уже выдает речного волка. За тысячи километров от порта приписки наедине с рекой и командой из 10–15 человек с грузом и судном стоимостью десятки миллионов рублей разгильдяй просто не справится. Опять же Сёмину в свое время с наставником повезло: капитан Валерий Рейтер всей Оби известен.

В рубке и на палубе – жены, подруги, дети с запасами питья и продуктов.

Для речников открытие навигации – праздник практически семейный.

Радуются мужчины – засиделись дома, заскучали на зимних стоянках, закопались в ремонтах судов.

Улыбаются жены – у супругов в навигацию в разы повышается зарплата. У капитанов за 100 тысяч рублей выходит.

Веселы дети речников – парад и открытие навигации одни из немногих дней в году, когда можно побыть у папы на работе.

И только подруги речников грустят – вернется ли дружок, не заведет ли кралю в чужом порту? Вон какие наклейки у них в каютах: «Подружек в бикини берем на борт без ограничений».

Испытывают глубокое удовлетворение, как в «Дредноутах» Евгения Гришковца, жители портового города Томска: они видят флот, которым можно гордиться. Почти 70 судов уже вышли на работу и повезли щебень, гравий, лес, оборудование вниз по течению вплоть до Салехарда. Многие некогда крупные сибирские судоходные компании сегодня едва на плаву, а наша, томская, планирует перевезти нынче 3,5 млн тонн грузов. Председатель совета директоров Томской судоходной компании Владимир Кноль уверяет, что это на полмиллиона тонн больше, чем в прошлом году. Так что на парад вышли всего 10 свободных от погрузки-разгрузки-плавания судов.

– Не каждый день тебя вся городская набережная приветствует, – скромно говорит капитан Сёмин, поглядывая на берег, где кричат и «бросают чепчики» томичи. – И это, конечно, приятное чувство.

Река покажет и накормит

Кроме приятных чувств испытывают речники еще и свои суда во время парада. Как работают отремонтированные за зиму основной и резервный двигатели, какие ходовые качества у обновленного судна. Проверяется на параде, как ведут себя все системы корабля: навигационные, рулевые, электрические… Испытывается на слаженность команда, в которой всегда есть новички, стажеры, новые работники с разных концов страны: от Калининграда до Сочи. Сдают экзамен и сами капитаны на искусство взаимодействия с рекой, фарватером, другими судами, своими подчиненными. Студенты в первую свою навигацию иногда канат-чалку к причалу не могут добросить! Так что парад – он не только для красоты или воодушевления публики, он и правда как судный день, только после него не конец света, а начало, будем надеяться, длинной и успешной навигации.

Под ногами постоянно дрожит металлическая палуба, под которой сотни лошадиных сил двигателя и немыслимая сила реки. Эта постоянная вибрация, свежий воздух выматывают новичков за час-другой. Дети уже набегались по палубам, наелись в камбузе и заснули.

В плавучих кухнях давным-давно поселились женщины, и никто уже не считает их приметой несчастья. Наоборот: хорошая повариха из приевшейся всем за навигацию рыбы умудрится приготовить и завтрак, и обед, и ужин, еще и пирожки к компоту состряпает. Речники все лето на средиземноморской диете: рыба, овощи и макароны. Только вина нельзя ни капли. Старый речной закон суров: когда поднят якорь, все должны быть трезвыми, как стеклышко в рубке капитана. Так что с середины апреля и, если повезет, до конца октября будут речники самыми малопьющими людьми в акватории Оби.

– Накопили достаточный объем грузов, заключили приличное количество договоров о перевозках, приняли на работу 180 человек, полностью укомплектовались на флоте и на берегу, так что к навигации готовы, – почти рапортует заместитель генерального директора ТСК Анатолий Орлов.

Капитаны между тем возвращаются назад, в порт. Двое даже гонки на реке устроили – кто первым до причала доплывет. Но Сёмин в детские игры не играет. Швартуется последним, значит, завтра выйдет первым.

Второй помощник капитана Артем Гинтухов облегченно вздыхает:

– Слава богу, завтра в рейс. Уже и увольнялся, и на земле работа была, но все равно вернулся. Не могу без реки…

Фото: Евгений Тамбовцев

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 4 =