Фото: Игорь Крамаренко
Неожиданно бурным выдалось совещание по развитию образовательной робототехники, которое в понедельник в Светлом провел губернатор. Прервав благостные доклады муниципальных и областных чиновников, Сергей Жвачкин задал несколько конкретных вопросов. Ответы его не удовлетворили. И буквально за пять минут глава региона кардинально поменял все планы этого года по развитию робототехнического направления в школьном образовании.
Борец с прогульщиками
Совещание проходило в Губернаторском Светленском лицее. Гостей встречали не только ученики и учителя во главе с директором Александром Сайбединовым, но и несколько роботов. Двое из них – робот-почтальон и робот-разносчик – ездили по специальным черным дорожкам и предлагали присутствующим почитать школьную газету.
Третий робот затаился в углу и вроде бы ничего не делал. Но его фотоэлементы пристально следили за всеми, кто оказывался в поле его зрения. Он специализируется на борьбе с прогульщиками: отслеживает тех, кто ходит по зданию во время занятий. Пока робот выполняет функции надзирателя в ограниченном пространстве холла перед кабинетом директора. Когда туда зашел Сергей Жвачкин, надзиратель встрепенулся и выкатился в центр помещения.
– Мы планируем сделать выделенную линию: роботы будут перемещаться по всему лицею, – пояснил Александр Сайбединов.
– Смотрите, чтобы не только роботы у вас ездили, но и для детей место осталось, – пошутил Сергей Жвачкин и попросил показать кабинет с новым оборудованием для занятий робототехникой.
Эффект присутствия
В классе информационных технологий сидело с десяток школьников. Их учебные места оборудованы мониторами и столами, по которым двигались разнообразные роботы.
– Это класс на новой робоплатформе «СкретчДуино», предназначенной для обучения детей программированию и управлению роботами, – рассказал заместитель директора по научной работе и заведующий лабораторией робототехники Владислав Сайбединов. – В комплект входят мониторы, одноплатные компьютеры и 3D-принтер. Губернатор увидел это в Петербурге на выставке Сколково и решил приобрести его для нашего лицея.
Преимущество нового оборудования состоит в том, что не надо платить за установку и обслуживание программного обеспечения.
В центре помещения на столе возвышалась конструкция, которая на поверку оказалась роботом-интеллектуалом АРЗЯ, сделанным лицеистами. Его создатели нервно суетились вокруг своего детища, на сотый раз проверяя, все ли в порядке. Похоже, они не понаслышке знали, что такое эффект присутствия, когда бесперебойно работающая аппаратура в присутствии начальства вдруг начинает давать сбои. Нервничали ребята не зря.
– Здравствуйте, Сергей Анатольевич, – губернатор нажал на кнопку, официально открыл новую лабораторию и получил приветствие от АРЗЯ.
– Ну, я Сергей Анатольевич, а ты кто? – спросил Сергей Жвачкин.
– У нас так много общего, – невпопад ответил робот под смех присутствующих.
– Что ты умеешь? – поинтересовался губернатор.
– Вот список моих возможностей, советую вам открывать его почаще, ведь он постоянно обновляется, – ответил АРЗЯ.
Общаться со школьниками главе региона было явно интереснее. Губернатор увлеченно разговаривал с пятиклассниками о робототехнике, чувствовалось: эта тема ему близка. Почудилось даже, что сквозь солидную внешность главы региона проглядывает любопытный мальчишка, который в далекое советское время бегал в технический кружок Дворца пионеров.
– Как ты подаешь команды роботу? – спросил губернатор мальчика по имени Кирилл. – По Wi-Fi?
– Нет, по Bluetooth, – ответил Кирилл.
– А чем Bluetooth отличается от Wi-Fi? – поинтересовался Сергей Жвачкин.
– Не знаю, – честно сказал мальчик после небольшой паузы.
– Этого я им еще не рассказывал, – пришел на помощь ученику Владислав Сайбединов.
Высокотехнологичный кабинет Сергей Жвачкин покидал с некоторым сожалением. Но пора было начинать совещание.
Занятые люди
Во вступительном слове Сергей Жвачкин напомнил, что заниматься робототехническим образованиям школы области начали в 2012 году и за это время достигли неплохих результатов. Доказательством тому служат успехи школьников на крупных соревнованиях, конкурсах и олимпиадах по робототехнике – от Татарстана до Катара. Кубок губернатора по робототехнике, который прошел в 2015 году, теперь будет ежегодным и межрегиональным.
– Эти результаты я считаю недостаточными, – неожиданно нарушил благостное настроение в зале губернатор. – Во-первых, в бюджете надо предусмотреть средства на открытие современных робототехнических комплексов в базовых школах каждого муниципалитета. Во-вторых, нам необходимо усилить систему взаимодействия школьного образования с томскими университетами. Есть возможность связать всю цепочку занятий этим интересным делом: дошкольное образование – школьное – вузовское – томские предприятия, которые работают в сфере робототехники. Вот тогда будет результат.
Выступающих слушали и профильные чиновники всех районов области. Они участвовали в совещании в режиме видеоконференции. Оказалось, что связь двусторонняя, губернатор тоже видел на своем мониторе сотрудников районных администраций.
– Я к Кедровому обращаюсь, вы знаете, что мы вас тоже видим? – прервал очередное выступление губернатор. – Вы уже второй час все разговариваете и разговариваете. Если неинтересно, можете выйти. Теперь понятно, почему в Кедровом сегодня нет робототехники в образовании.
После выступления заместителя начальника управления образования Каргасокского района Маргариты Кирсановой Сергей Жвачкин обратил внимание на отсутствие главы района.
– Почему-то в студиях только одинокие девушки, – удивился губернатор и обратился к Маргарите Кирсановой. – Глава вашего района не интересуется развитием робототехнического образования?
– Интересуется, конечно.
– А почему его нет рядом с вами?
– Сегодня он занят…
– А-а! – протянул Сергей Жвачкин под смех зала. – Надо будет выяснить, чем он так занят. Я вот тоже слегка занят, но нашел время приехать. Не понимают руководители муниципалитетов важности этого вопроса… Поправим.
Что дальше?
Ключевой доклад о развитии образовательной робототехники в регионе сделал начальник Департамента общего образования Томской области Александр Щипков. Он красиво описал успехи и грядущие перспективы области в этом направлении. Дисциплинированные чиновники даже зааплодировали. Но губернатор остался недоволен.
– Сколько робоплатформ вы включили в планы по закупке на этот год? – спросил Сергей Жвачкин.
– Учитывая бюджет этого года, ни одной, – ответил Александр Щипков. – Насколько я знаю, ведется проработка закупки робоплатформ на муниципальные средства.
– То есть программа обеспечения этим оборудованием всех муниципальных образований у нас на бумаге, что ли? – удивился глава региона.
– У нас есть основные направления, мы их сейчас определили. Как таковой программы…
– Я еще в той стране помню, что были «основные направления строительства коммунизма в Советском Союзе», – прервал губернатор. – Что такое «основные направления»? Мы хоть и говорим об общем образовании, общие слова мне тут не нужны. Зачем вы тогда планы пишете? Планы надо писать, чтобы дело делать. Есть вещи, которые, если ты не сделал, то и все остальное можно не делать. И обычно на такие вещи много денег не надо. Сколько стоит один комплект скретч-платформ?
– Порядка 800 тысяч рублей.
– А сколько в вашем департаменте сегодня миллиардов? На такое важное, по вашим же словам, дело вы ни копейки не запланировали! Это я не только вам, но и всем главам муниципальных образований говорю. Никакой дядя не придет и за вас это не сделает!
Немного остыв, Сергей Жвачкин сделал предложение, от которого невозможно отказаться.
– Я готов добавить средства на приобретение робототехнического оборудования для школ, – сказал губернатор. – Если одну треть суммы муниципалитет заплатит из своего бюджета, то две трети мы дадим из областного.
В заключение глава региона посетовал, что не первый год видит одних и тех же роботов, и призвал не останавливаться на достигнутом, а идти дальше.
– Один федеральный руководитель высокого уровня после того, как пожал нашему роботу руку, наклонился ко мне и тихо сказал: «Я третий год ему руку жму. А что дальше? Может, что-то другое сделать?», – рассказал Сергей Жвачкин. – Нам не нужно топтаться на месте ни в одной сфере. В том числе и в робототехнике.
Образовательной робототехникой в Томской области занимаются 8220 ребятишек, 1335 из них – дошкольники. В Кубке губернатора по образовательной робототехнике участвовали 160 детей из 15 городов и районов.