В Томской области подвели итоги Всероссийского года театра. Что имеем?

Год назад, а именно 13 декабря, в театре драмы торжественно открыли Всероссийский год театра. В рамках события артисты томских и северских театров представили театрализованно костюмированные вокальные и хореографические композиции. Одним словом, и спели, и станцевали. Поддержали Всероссийский театральный марафон, съездили на Сибирский театральный форум и завершили Год театра подведением итогов областного театрального фестиваля «Маска». Попробуем и мы вспомнить, что же этот год изменил в томских театрах.

Назначение года

Директором ТЮЗа стал Андрей Сидоров, заслуженный артист России, председатель ТРО Союза театральных деятелей России.

После того как в апреле этого года экс-директор ТЮЗа Владимир Казаченко принял решение уйти со своего поста и переехать в Москву, театральная общественность задалась вопросом: кто же возглавит ТЮЗ? Интриг и сплетен хватало. Но, несмотря на отсутствие комментариев со стороны регионального департамента по культуре и туризму, пророчили на вакантное место две кандидатуры: Елену Бурову, заместителя Казаченко, ну и, собственно, Андрея Сидорова. Интрига разрешилась в сентябре, когда губернатор области назначил директором театра юного зрителя артиста театра драмы Андрея Сидорова. Одновременно и Владимир Казаченко стал руководителем государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.

Спектакли года

По мнению критиков томского областного фестиваля «Маска» из Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, это спектакли томского ТЮЗа и Северского музыкального театра.

Отрадно, что в тройку лучших попал молодежный театр из Северска «Наш мир», пригласивший на постановку спектакля петербургскую команду, режиссера Руслана Наннаву и художника Николая Слободяника. Другим театрам надо бы перенять этот опыт, и тогда, может быть, они тоже станут энергичнее, что и позволит им удостоиться наград.

Именно так считает театральный критик Оксана Кушляева, которая специально для журнала «Театр» прокомментировала отсмотренную программу томского фестиваля: «На самом деле театральная жизнь Томской области переживает кризис, мне кажется, регион находится на отшибе сибирской театральной жизни. Есть ощущение, что, кроме редких исключений, театры Томской области замыкаются сами в себе. И томскому театру «Скоморох», и томской драме, и северскому ТЮЗу стоит привлекать театральные силы, которые бы могли развивать актерские команды, устраивать им новые вызовы, знакомить с российским театральным контекстом».

Спектакль театра «Индиго» «В эту ночь», который вошел в лонг-лист премии зрительских симпатий всероссийской премии «Звезда театрала – 2019» в номинации «Лучший социальный проект в театре», жюри, в принципе, не обсуждало.

Фестивали года

И все-таки театр куклы и актера «Скоморох» им. Романа Виндермана имеет право на пальму первенства как лучший организатор своих гастролей и активный участник фестивалей.

В этом году именно он организовал III Международный фестиваль театров кукол и театров для детей «Сказочный балаганчик Скомороха», который собрал профессиональные кукольные театры не только из России, но и из Болгарии и Белоруссии. За год успели принять участие в международном фестивале «Славянские театральные встречи» в Брянске, I Всероссийском фестивале театров кукол «Зазеркалье» в Барнауле, «Сибирь. Терра Магика» в Красноярске и других. Спектакли «Откуда берутся сказки» и «Игра» неоднократно были признаны лучшими в разных номинациях.

Кстати, еще одно масштабное событие объединило 230 актеров из 15 театров четырех стран, которые выступили на V Международном театральном фестивале спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот», организованном Северским музыкальным театром.

Пьеса года

«Микрополь» Евгения Водолазкина стал первой постановкой пьесы автора в Томском областном театре драмы.

Евгений Водолазкин – прозаик, филолог. Автор. Финалист «Большой книги», премии Андрея Белого и других. Пьеса «Микрополь» была завершена в конце мая 2019 года. Пока все поклонники творчества Водолазкина еще только мечтали познакомиться с новым произведением, в томском театре драмы уже состоялась постановка «Микрополя». Именно томичи стали первыми, кто увидел эту пьесу на театральной сцене в день открытия 169-го театрального сезона. Можно любить или не любить творчество автора, но факт того, что один из самых известных и любимых современных писателей дал добро драме, нельзя отрицать.

Событие года

Сибирский театральный форум в Новосибирске, организованный Союзом театральных деятелей.

Три дня в Новосибирске представители разных театральных профессий обсуждали актуальные вопросы театрального искусства, повышали квалификацию и знакомились с новыми технологиями.

На форум съехалось порядка 500 театральных деятелей всех профессий: от актеров и режиссеров до руководителей театров. Томским актерам повезло принять участие в мастер-классах и тренингах именитых режиссеров и педагогов под руководством режиссера Льва Эренбурга. Режиссерам – в мастер-классах Виктора Рыжакова, профессора Школы-студии МХАТ, руководителя актерско-режиссерской мастерской, художественного руководителя Центра Мейерхольда.

Руководящему театральному составу – в проекте «Сквозное действие» Виктора Рыжакова: «Станиславский. XXI век. Продолжение», а также в круглом столе «Новое слово в искусстве. Женщины и дети не допускаются» с известным журналистом Александром Минкиным, который высказал свою непримиримую позицию, причем острой критике подверглись не только молодые режиссеры, но и известные, признанные мастера.

Неудача года

Ни одним заслуженным и народным артистом не прибавляется в Томской области уже который год. И в Год театра тоже.

Цитируя выступление Александра Калягина, председателя СТД России, отметим, что «почетные звания должны даваться за талант и за мастерство. В любом городе авторитет театра в разы вырастает, когда в его труппе есть народные артисты России. И зрители гордятся ими, они верят в то, что их театр не хуже других». И для Томской области это также определенный престиж в поддержке театрального дела. Почетное звание – это государственное признание творческих достижений кандидата, а не полученная по очереди награда за выслугу лет. Однако из года в год ситуация в этом деле стабильно не меняется.

Утрата года

Создатель уникального театра «2 + Ку» Владимир Захаров погиб при пожаре. Именно он изобрел уникальную куклу на запястье с полной механикой оживления. После смерти основателя театра многие поклонники театра живых кукол боялись, что куклы на запястье умрут вместе с ним. Однако инициативная группа сумела совершить почти невозможное: восстановить часть его спектаклей и собрать в Томске учеников мастера на Первый Международный фестиваль его памяти.

Что еще?

Закрылся в Год театра камерный театр Алевтины Буханченко, у которого, как и у каждого томского театра, была своя публика. Камерному театру было почти 30 лет. За время существования театра было поставлено и сыграно более 80 спектаклей.

Озвучены намерения провести масштабную реконструкцию томского театра драмы, поэтому о текущем ремонте в здании речи нет.

Вот так незаметно для томских театров и завершился Год театра. А околотеатральная жизнь в Томске продолжится: будут новые читки пьес, новые спектакли, новые проекты.

Просто не все они ведут в театр.

Автор: Татьяна Топчий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

63 − 62 =