Если вы не знаете, что и где посмотреть, куда повести иногородних друзей, стоит прочитать этот материал. Да и томичам не будет лишним напомнить, где работают и что ставят наши театры.

85-й меридиан, который делит континент Евразию примерно пополам, проходит по улице Льва Толстого города Томска. Пока никакой пользы от этого географического факта томичи не извлекли, только памятник установили в Университетской роще. Но как был Томск равноудаленным от столиц: четыре часа до Москвы самолетом и столько же до сибирской столицы Новосибирска на машине, – так и остается.

Несмотря на то что Томск в стороне от Транссиба, сюда охотно едут учиться и смотреть деревянную архитектуру. Теремки расположены хаотично, но в пределах старой части города. Зато университеты стоят компактно и являются «градообразующим предприятием», организуя инфраструктуру с Wi-Fi в общественном транспорте, множеством недорогих кафешек и кофеен и открытыми площадками для проявления студенческого креатива. В шести университетах учили и учат неплохо.

Студенческая тема находила и находит воплощение на сцене местных театров.

Но что касается мировых рейтингов, то томские театры ими похвастать не могут, несмотря на проведение международных фестивалей. Мастера, на спектакли которых ехали, либо уже покинули этот мир, либо далече. Сегодня в полумиллионном городе работают три государственных театра и два частных. До 20 октября было три частных, пока непомерно высокая арендная плата не привела к закрытию камерного театра Алевтины Буханченко. Работают еще три театра «за колючкой» – в городе-спутнике Северске, но туда попасть можно только по специальным пропускам.

Томский драматический театр

Находится в центре города. Большое здание, построенное в 1978 году, стоит боком к площади Ленина, но лицом к областной администрации (пл. Ленина, 4).

На рубеже тысячелетий томская драма поменяла свое летоисчисление (с 1944-го на 1850-й), объявив себя правопреемницей первого городского театра. Золотым веком театра считается время Феликса Григорьяна (1975–1984). Тогда вдруг выяснилось, что провинция может позволить себе дышать и мыслить свободно: «Золотому слону» завидовали столичные театры, а за «Соленую падь» дали Государственную премию. Следующие периоды расцвета связаны с именами Бориса Цейтлина и Александра Огарева. В 2000 году Цейтлин поставил спектакль, ставший номинантом «Золотой маски», – «Ангел приходит в Вавилон», но не задержавшийся в репертуаре. С приходом в 2014 году Александра Огарева томская драма вновь стала жить в одном ритме с европейским театром, в его стилистике и масштабах. В январе 2019 года труппу театра возглавил Олег Молитвин. Текущий репертуар эклектичен во всех отношениях.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Спектакли Александра Огарева: «Лариса и купцы», «Анна в тропиках», «Амели». Их отличает полифония смыслов, яркая сценография и ансамблевая игра. Русскую классику режиссер представил как русский вестерн с разгульным весельем, погонями, пальбой из пистолетов и трагилирическим финалом. Спектакль по пьесе Нило Круза поставлен как роковая драма, но настроение точнее передает подзаголовок: «Шепот табачных листьев на языке неба». Автобиографическая повесть Амели Нотомб о метафизике жизни и смерти дала повод режиссеру высказаться на философскую тему в стиле европейского абсурда с элементами черного юмора, но с нескрываемой любовью к людям.

Спектакли Андрея Черпина, сделанные в тандеме с художником Александром Моховым: «Роман с кокаином», «Имажинарий мистера О. Генри». Стильные, не бесспорные в интерпретации литературного материала, но музыкально и пластически решенные безукоризненно. Спектакль по новеллам О. Генри вошел в лонг-лист «Золотой маски». Героев новелл О. Генри и самого автора Андрей Черпин поместил на съемочную площадку Голливуда, сделав персонажами хроник Америки 1930-х. Модернистское путешествие в глубины подсознания 18-летнего героя романа М. Агеева высоко оценил даже комитет по наркоконтролю: исповедь сына века революций и Первой мировой войны – лучшее отрезвляющее средство от «невинных» удовольствий.

Из спектаклей Олега Молитвина интересен «Микрополь» по пьесе Евгения Водолазкина. Это первая в России постановка пьесы известного романиста. Но в фарсе о выборах политический и комический аспект спектакля явно уступает виртуозной литературной игре словами и смыслами.

Театр юного зрителя

С 1982 года работает в историческом здании, построенном на деньги купца Горохова и открытом в 1914 году как синематограф. Здание находится между Конной площадью и Театральным сквером, чуть в стороне от проспекта Ленина (пер. Нахановича, 4).

На этой сцене в 1920-х годах выступал нарком просвещения Анатолий Луначарский, играла труппа Андрея Попова, в 1930-х в должности завлита работал ссыльный комедиограф Николай Эрдман, в годы войны ставил спектакли академический театр Белоруссии имени Янки Купалы. Появление ТЮЗа в 1980 году связано с политическим решением первого секретаря Томского обкома партии Егора Лигачева открыть молодежный театр в студенческом городе. По его приглашению прибыл целый курс выпускников ЛГИТМиКа, в их числе Игорь Скляр и Андрей Краско. За 40 сезонов ТЮЗ не раз оказывался в центре внимания столичных критиков. С 2016 года его спектакли входят в лонг-лист «Золотой маски»: «Победители» и «Крестьяне о писателях» Дмитрия Егорова, «Дубровский» Тимура Насирова и «Чайка» Дмитрия Гомзякова. «Чайка» признана лучшим спектаклем на XIV областном конкурсе «Маска». Павел Зобнин, став в 2018 году главрежем, поменял в репертуаре соотношение классиков и современников в пользу последних. В репертуаре театра спектакли по пьесам Мартина МакДонаха, Ирины Васьковской, Ярославы Пулинович, Таи Сапуровой, Вячеслава Дурненкова, Олега Михайлова, Наринэ Абгарян.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

«Дубровский» – школьная классика в спектакле Тимура Насирова оказывается живым словом. Режиссер усаживает на сцену зрителей и делает их не соглядатаями, а участниками действия, можно сказать, присяжными поверенными в долгой тяжбе Троекурова и отца Владимира Дубровского. И наконец неясный со школы экономический конфликт отцов становится очевидным. В спектакле хватает и романтизма, и юмора, и сострадания к героям. Здесь работает совершенно замечательный актерский ансамбль.

«Лейтенант с острова Инишмор» – в спектакле Павла Зобнина задействованы черный юмор МакДонаха и живой черный кот. Режиссер прочитал пьесу ирландского драматурга как провинциальный анекдот, обнаружив поразительное совпадение «островного» сознания героев с мышлением людей из российской глубинки.

«Крестьяне о писателях» – Любовь Дмитрия Егорова к литературе нон-фикшн вывела на подмостки учителя и писателя Андриана Топорова, который в 1920-х годах в алтайском селе устраивал читки русской литературы. Его жизнь и учительский опыт стали поводом для создания трехчасового «жития».

«Чайка» – Дмитрий Гомзяков от имени Константина Треплева создал антологию режиссерских приемов при постановке чеховских пьес. При этом постмодернистские приемы в конспективном изложении сценической биографии пьесы плавно переходят в психологический театр. Сцена прощания живущих у «колдовского» озера с еще живым адептом новых форм стоит целого спектакля.

 

Театр куклы и актера «Скоморох» имени Р. Виндермана

Здание на площади Соляной, 4, в котором с 1999 года располагается театр, является памятником архитектуры. Строилось оно как Дом науки и было открыто в 1912 году. Поэтому не приспособлено для театрального дела, но после долгого бездомья театр куклы и актера, возглавляемый Романом Виндерманом, был рад обрести крышу над головой. Через два года создатель «Скомороха» ушел из жизни, а на фасаде появилось его имя.

С деятельностью яркого представителя знаменитой «уральской зоны» Романа Виндермана в Томске (1982–2001) связана революция в театре кукол и зрительском сознании томичей. В тандеме с художником Любовью Петровой они создали интеллектуальный философский театр с большим количеством спектаклей для взрослых. Носителем виндермановских традиций сегодня остаются его актеры: Марина Дюсьметова, Татьяна Ермолаева, Юрий Орлов, Олеся Кондратьева, Михаил Митерев. Спектакли, принесшие мастеру и театру мировую известность, давно перешли в разряд легенд. В текущем репертуаре сохраняются два спектакля Р. Виндермана – «Лысая певица» по Э. Ионеску и «Волшебная лампа Аладдина», восстановленные заслуженной артисткой России Мариной Дюсьметовой. Здесь ставили режиссеры «уральской зоны» – Валерий Вольховский, Виктор Шрайман и Сергей Столяров, а также представители других режиссерских школ – Сергей Ягодкин, Дмитрий Вихрецкий, Владимир Бирюков, Олег Жюгжда. С 2015 года пост главного режиссера и художника занимает Сергей Иванников, дважды лауреат «Золотой маски».

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

«Пикник» – спектакль Сергея Иванникова стоит смотреть хотя бы потому, что получил «Золотую маску» в номинации «актеры/куклы». Пацифизм в России всегда был неуместен, поэтому постановку Сергея Иванникова антимилитаристской пьесы модерниста, пацифиста Фернандо Аррабаля можно считать гражданским поступком. Как режиссер он дополнил пьесу своими размышлениями о природе и последствиях войны.

«Золотая рыбка» – пожалуй, это самый иванниковский спектакль, где почерк режиссера и художника узнаваем в каждой сцене, в каждом элементе спектакля. Волшебство визуального ряда возникает за счет использования специальной сетки и световой партитуры, которые создают эффект мультипликации. Тема войны и мира, волнующая режиссера, в пушкинской сказке проявилась через образ Старухи, которая поведением напоминает Гитлера из фильма «Великий диктатор» Чарли Чаплина.

Школа-студия-театр «Индиго»

Как клубное образование зрелищного центра «Аэлита» театр «Индиго» работает в здании бывшего кинотеатра «Пионер» (пр. Ленина, 78). Здание историческое, являющееся памятником архитектуры, расположено в центре города, недалеко от остановки «Театр юного зрителя».

«Инклюзивный» – главное слово, которое определяет суть театра, где профессиональные актеры с ограничениями по слуху играют вместе с актерами из других профессиональных театров. Бессменный художественный руководитель «Индиго» – заслуженный артист России Александр Постников свою мечту о театре, где господствует синтез пластики, музыки, драмы, кукол и жестового языка, реализовал в 2005 году, когда при поддержке областного департамента по культуре создал школу-студию-театр. Костяк труппы составляют глухие и слабослышащие актеры двух курсов Александра Постникова, которые окончили областной колледж культуры и искусств (ныне колледж социально-культурных технологий и инноваций) в 2011 и 2016 году. Уникальность театра в том, что спектакли одновременно играются на жестовом языке с помощью сурдопереводчика и в вербальном формате.

Театр – лауреат всероссийских и международных фестивалей «Преодолей себя», «В будущее с надеждой», «Протеатр», Terra Incognita, «Обыкновенное чудо», не раз получал награды областного фестиваля «Маска».

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

«В эту ночь» – фантастический мир снов в параллельных мирах оживает в «черном кабинете» с помощью оптического эффекта, который достигается при помощи ультрафиолета, флуоресцентных костюмов и декораций. Сквозной темой автономных историй становятся десять библейских заповедей.

Театр живых кукол «2+ку»

Деревянное здание, похожее на огромный сундук, находится под горой, на южной окраине города (пер. Южный, 29). Добраться до него непросто, но можно, если следовать деревянным указателям. Дом для своих кукол и зрителей выстроил в 2004 году создатель театра Владимир Захаров.

Свой театр Владимир Захаров создал в 1991 году, когда сделал первую куклу на запястье (по собственной технологии) для спектакля по собственной сказке «Жан из стручка». Премьера была сыграна в июне 1992 года. Совершенствуя механизм кукол, Захаров усложнял и спектакли при внешней простоте действия. Сегодня его куклы, персонажи около десятка спектаклей, обладают полной механикой оживления: двигаются глаза, рот, пальчики на руках. После трагической гибели основателя театра (1 февраля 2019 года) встал вопрос о существовании театра. Усилиями последователей Владимира Захарова – Ирины Наумовой, Ольги Сигаль и Ольги Гореловой – деятельность театра продолжается. Некоторые спектакли Владимира Захарова показывают в записи.

Спектакли играются по субботам и воскресеньям.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

«Про Ёжика» – в интерпретации Владимира Захарова семь сказок Сергея Козлова превратились в трогательную историю маленького кукольного существа, которую рассказывает сам Ёжик Владимирович, который родился, как указано на сайте театра, 15 августа 2006 года и работает актером в театре живых кукол. Теперь уже с голосом Ольги Сигаль.

«Он живой и светится» – перед спектаклем по одноименной пьесе Ольги Гореловой лучше высморкать нос или запастись носовым платком, хотя никакой назидательности, умилительности и сентиментальности нет в диалогах Оли и Дениски, взрослого и ребенка. Тем не менее его можно назвать поучительным. Он учит быть внимательным к тем, кто рядом. Драматург играет роль Оли, которая едет домой в электричке. А роль Дениски, любознательного и умного мальчика восьми с половиной лет, мечтающего поговорить со своим папой и дождаться маму, играет Дениска, самый юный актер из кукольного состава труппы (его год рождения – 2017-й). Драма мальчика, сбежавшего из детского дома, приглушена мягким юмором.

Театр «Версия»

Красивое трехэтажное здание на перекрестке улиц Белинского и Карташова (ул. Белинского, 40) трудно не заметить, если ехать на такси. С остановок городского транспорта его не видно. Зато по пути в театр можно совершить маленькую экскурсию по старинным улицам Томска, где расположены шедевры деревянного зодчества.

Первый частный театр в Томске еще до своего открытия оброс легендами и небылицами. Говорили, что актриса томской драмы Вера Тютрина, не найдя понимания у главного режиссера, создала свою труппу и ездила с ней с гастролями по различным городам, пока строилось здание. По другой версии, муж актрисы, профессор медицинского университета и бизнесмен Иван Тютрин, подарил ей театр, когда та осталась без ролей, более того, сам изучал монографию 1902 года о строительстве театральных зданий (может быть, поэтому «Версия» внешне напоминает клиники медуниверситета?). Рассказывали, что свои консультации по строительству и оснащению театра давали московские друзья Тютриных – Александр Ширвиндт, Иосиф Райхельгауз, Борис Цейтлин. Но достоверно известно, что открылся театр 5 декабря 2006 года.

В «Версию» стоит сходить хотя бы один раз, чтобы увидеть роскошный интерьер из благородных пород дерева. В зале на 160 мест хорошая акустика. Первые спектакли в «Версии» ставили Иосиф Райхельгауз, Владимир Меньшов, Сергей Виноградов (его «Коллекционер» идет до сих пор), Владимир Стеклов, Лев Дуров. Сегодня здесь идут спектакли в постановке Алексея Песегова, Александра Загораева, Андрея Сидорова, Вячеслава Гуливицкого. Сама Вера Тютрина играет главные роли в нескольких спектаклях, в том числе в «Публике смотреть воспрещается», который ставил Феликс Григорьян еще в театре драмы.

Основной репертуар – комедии и мелодрамы. Поэтому сюда идут с твердым желанием отдохнуть. Спектакли играются по пятницам, субботам и воскресеньям.

* * *

Театральное погружение в историческую атмосферу предлагает областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова (пр. Ленина, 75). В рамках проекта «Меняющийся музей в меняющемся мире» уже несколько сезонов на музейной площадке актеры ТЮЗа играют спектакль «Восстание» по пьесе Михаила Калужского (режиссер Вячеслав Гуливицкий), посвященный событиям 1931 года в Чаинском районе Томской области. Год назад появился «Яшка» – театральный проект о Марии Бочкаревой, для маленьких зрителей – кукольный спектакль «Бабушка на яблоне». Расписание спектаклей можно узнать на сайте музея: https://tomskmuseum.ru/muzeyshcikam/kor/kkortvm/tvmsv/

* * *

Театры Северска – Северский музыкальный театр (пр. Коммунистический, 119), театр для детей и юношества (пр. Коммунистический, 48) и молодежный театр «Наш мир» (играют в Доме культуры, пр. Коммунистический, 39), как копченая колбаса в советское время, – доступны только тем, кто имеет пропуск в закрытый город. Томичи, мечтающие увидеть премьерного «Фауста» (по «Маленьким трагедиям» Пушкина) в постановке Александра Загораева в театре для детей и юношества или сходить на мюзикл «Винил» (музыка Евгения Загота, режиссер – Елена Кузина), должны заранее заполнить анкеты посещения. Но как ни строг контроль на въезде в Северск, директору Северского музыкального театра Светлане Бунаковой удалось организовать и провести в ноябре V Международный фестиваль для детей и подростков «Сибирский кот».

Автор: Татьяна Веснина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 46 = 55