«ТН» и аэропорт Томск запускают совместную рубрику

Статей на сайте: 7

Эскадрилья «Малый театр фронту». Первая из двух именных эскадрилий самолетов Як-9л, переданных в состав 168-го ИАП

В следующем году мир будет праздновать 75-летие победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Ровно такой же юбилей отметит томское авиапредприятие. Даты совпали не случайно. Именно они, вчерашние фронтовики – летчики, штурманы, механики – стояли у истоков создания авиапредприятия в феврале 1945 года.

 

Судьбы 13 авиаторов – Героев Советского Союза связаны с нашим городом.

 

Задачка была не из простых. Освоить необъятные просторы Сибири, куда, как в той песне, «только самолетом можно долететь», – еще полдела. В те времена не хватало многого из того, что необходимо для нормальной работы: подготовленных посадочных площадок, аэронавигационного оборудования, средств связи. Но они сдюжили. Взялись за строительство мирной жизни с той же ответственностью и самоотверженностью, с какой защищали небо Родины от врага.

…И солнце в помощь

В преддверии грядущего юбилея Победы еженедельник «ТН» и аэропорт Томск начинают серию публикаций под рубрикой «Земля и небо», которая будет посвящена работникам предприятия, сражавшимся в годы войны в авиации. Рассказать есть о чем. Авиаторы-томичи внесли большой вклад в победу над фашизмом. В городе не было ни авиационных училищ, ни школ, но сотни наших земляков служили летчиками, штурманами, стрелками-радистами, механиками, бойцами батальонов аэродромного обслуживания.

– Истории многих наших фронтовиков иначе как подвигом не назовешь. Мне посчастливилось с ними работать и общаться, – вспоминает заслуженный работник транспорта России, ветеран томского авиапредприятия Геннадий Обдалов. – Среди них летчик-торпедоносец Степан Васильевич Иванюк. Когда немцы отступали из Одессы в конце войны, спасали своих генералов по морю. Сопровождали и охраняли их десятка два кораблей. Полк, где служил Иванюк, получил команду: военное судно с генералами потопить. Первое звено пошло в атаку – враги все наши самолеты сбили. Второе – сбили. Командиром третьего звена был Степан Васильевич. Подойти к кораблю на нормальной дистанции, чтобы сбросить торпеду, было невозможно. Тогда он пошел на хитрость. Вечер, солнце уже садилось. Рассудил так: «Сделаю вид, что ухожу. А сам зайду со стороны солнца на высоте метров в пять. Глядишь, в закатных лучах немцы самолет прозевают». Сначала действительно прозевали, потом заметили – начали обстреливать. Поняв, что может промахнуться, Иванюк решил пойти на таран. Подошел вплотную к судну, сбросил торпеду, рванул на себя штурвал и остался жив. Корабль при этом потопил.

Или другой герой – Виктор Васильевич Горинов. Как и большинство томичей-летчиков и воздушных стрелков, летал на Ил-2. На том самом легендарном самолете, который наши войска прозвали летающим танком, а немцы – чумой. И вообще штурмовик был самым ценным для наземных войск. Четырежды штурмовик Виктора Горинова сбивали враги. И каждый раз он удачно приземлялся, оставаясь невредимым. Не иначе как в рубашке родился.

Оживить. И дополнить

К своей праздничной дате и юбилею Великой Победы руководство аэропорта решило переиздать и дополнить книгу о своих героях-фронтовиках.

– Мы сохранили имена всех авиаторов-томичей. Но сейчас это довольно скудная, сухая информация: где родился, на каких фронтах воевал, какие награды получил, кем трудился в послевоенное время, когда умер. Мы хотим оживить портреты наших фронтовиков, сделать их более объемными и подробными, – отмечает директор ООО «Аэропорт Томск» Роман Фроленко. – Это нужно нам, последователям тех, кто основал наше предприятие. И это нужно для всех нас, томичей. К сожалению, с каждым годом ветераны и старожилы предприятия уходят от нас. Пройдет еще немного времени, и пересказывать детали военного быта сражений, которые рассказывали им фронтовики, будет некому. Уже сейчас не многие школьники знают, что томичи воевали в авиации: «Аэропорта же еще не было. Значит, и героям-летчикам среди томичей неоткуда взяться». Пока цепочка окончательно не прервалась, мы хотим восстановить истории и биографии наших фронтовиков. Через их детей, внуков, родственников, старожилов города и ветеранов аэропорта.

 

62 томских летчика и 70 воздушных стрелков не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны.

 

Самый яркие и эксклюзивные истории можно будет прочесть в рубрике «ТН».

– Работа по созданию книги предстоит кропотливая и подробная. Мы хотим привлечь к ней всех томичей. В таком деле, как вы сами понимаете, много информации не бывает, – говорит Роман Фроленко. – Если среди ваших родственников, друзей, знакомых, знакомых знакомых были военные летчики и вам есть что о них рассказать, если в ваших личных архивах есть фотографии этих людей, будем признательны за предоставленную информацию.

Электронная почта для связи: reklama@tomskairport.ru

 

Автор: Елена Смирнова
Фото: Владимир Бобрецов

 

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1