То ли люди, то ли куклы

Из племени кедра

В бывших производственных корпусах ПО «Контур» на улице Красноармейской нынче ни следа былой строгой секретности. По этажам гуляет народ: фотостудии, тренинги, магазины, коворкинги, шоурумы из каждой двери. В этой суете легко теряется небольшая разновозрастная группа детей, которая пришла на экскурсию в галерею «Аниматроник». Каждый раз бью себя по губам, когда пишу слово «уникальный», но в этот раз обойдемся без губошлепства.

Такой галереи-музея и таких экскурсий больше нет нигде в мире. Двадцать лет назад в Томске соединилось несколько явлений, которые в другом времени и пространстве просто не сошлись бы.

Бизнес-идея пришла в голову робототехнику Владимиру Захарову, кукольных дел мастеру, основателю знаменитого теперь во всем мире театра «Два плюс Ку». Персонажи «куклы на запястье» играли в его спектаклях. Деревянные куклы-аниматроники развлекали и даже пугали некоторых гостей в интерьерах сначала кукольного театра «Скоморох», а потом и в маленьком кафе «Кукушка» в Университетской роще. Некоторые зрители интересовались: «А на заказ куклу изготовить можете? Чтобы и двигалась, и говорила, и портретное сходство с реальным прототипом было?» Отвечали: «Можем».

Так, например, появились знаменитые «Три богатыря», как бы сошедшие с полотна Васнецова: Горбачев, Ельцин и Путин на облучке. Смеясь, заказчики из великой страны прощались с трезвенником Горбачевым, совсем не трезвенником Ельциным и уже знали, что с новым президентом России шутить не стоит.

Но художнику, который «так видит», иногда бывает сложно угодить заказчику. Каждый – и Захаров, и Рюмин – пошли своей дорогой.

Так или иначе, но второй секрет успеха «Аниматроника» – это умение создателей кукол и интеллектуальных томичей посмеяться над собой и временем.

Залогом долгой жизни «Аниматроника» было академическое образование его создателей: ТПУ Владимира Захарова и ТИАСУР директора «Аниматроника» Андрея Рюмина с их радиоэлектроникой и робототехникой не в каждом городе страны водятся.

Руку приложил и легендарный режиссер-кукольник Роман Виндерман, в спектаклях которого впервые реализовался дар Захарова – кукольного механика.

Томское движение студенческих театров эстрадных миниатюр, а потом и КВН тоже сыграли свою роль. Андрей Рюмин начал писать шутки еще в студенчестве и до сих пор не останавливается. Только теперь его репризы для кукол, а не для кавээнщиков.

Ну и еще одна вещь, необходимая для куклы-робота: сибирский кедр с его мягкой выразительной древесиной, из которой получается Эльвира Набуиллина и Сергей Миронов, Синяя Птица и Водяной. За двадцать лет деревянных кукол-роботов из кедра сделано более двух сотен.

Начало осмотра

Галерея, она же немножко кабинет директора Рюмина, вмещает сегодня пять персонажей и примерно столько же экскурсантов. В тесноте, но явно не в обиде дети, привыкшие к механическим голосам роботов, сначала пугаются живых интонаций великого и ужасного Гудвина, а потом хохочут, довольные, танцуют рэгги вместе с роботом-баристой, трясут ладошками следом за руками бармена с шейкером. Они и правда не понимают, что за человек разговаривает в коробке, отдаленно напоминающей современный телевизор, но пожилые родители, а уж бабушки и дедушки точно подскажут: так звучала передача «В мире животных» с легендарным ведущим Николаем Дроздовым. И только байкер-патриот понятен и взрослым, и детям: «Байкеры – очень свободолюбивые люди, и если, имея здоровье, деньги и страсть к дороге, мы возвращаемся на базу в Томск, то город того стоит. Врубитесь в это и приезжайте к нам!»

Дети ведь дети до тех пор, пока думают, что живут в лучшем месте на Земле с лучшими в мире родителями и еще не врубаются в смысл надписи на майке, придуманной Андреем Рюминым. А на майке то ли направление, то ли место, где живешь, «к сожалению или к счастью»: To-msk.

Место изменить нельзя

– А почему «Аниматроник» не уехал в Москву в полном составе? – спрашиваю я у Рюмина.

– Мы можем существовать только здесь, – улыбается Андрей, – хотя заказчики наши раскиданы по миру – от Казахстана до Германии. Просто специалисты уровня художника и скульптора Натальи Алексеевой, механика-конструктора Александра Осипова, инженера-электронщика Владимира Макеева в Москве стоят очень дорого, если вообще найдутся. Поэтому производство куклы в Томске экономически целесообразнее, да и логистика проще – всё, что нужно, под рукой.

Аниматроник стоит до 200 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Основные заказчики: общепит, туристические фирмы, общественные пространства, выставочный бизнес, VIP-персоны. В общем, все, кто наиболее сильно пострадал в пандемию. Но есть еще люди, которые не знают, что подарить человеку, у которого уже все есть. В том числе – чувство юмора. Они-то и приходят в «Аниматроник» с фотографией, видео, записью голоса.

Мы движемся в святая святых: мастерские. Они в такой же небольшой комнатке в другом конце коридора. Без занимательной внутренней механики кукол экскурсия будет неполной. Дети видят, по какой сложной траектории движется рука рыбака, чтобы подсечь рыбу, какие «шарики-ролики-рычаги» приводят ее в движение. Вот и примета времени: русский медведь в ситцевой поддевке, изготовленный по заказу компании – заготовителя дикороссов, говорит не только по-русски и по-английски, но и по-китайски. Слышится забавно.

– Ниу хау… – продолжают хохотать дети, останавливаясь возле роботизированного города будущего.

Кто знает, может, китайский и станет основным языком общения в мегаполисах будущего? А может, и русский…

Птица удачи

Слева неожиданно взмахивает крылами Синяя птица, готовая к отправке на ПМЖ в подмосковный дом отдыха. Она говорит что-то про счастье быть здесь и сейчас, как вдруг под ее лапами неожиданно раскрывается яйцо, и оттуда появляется птенец, тоже разминающий синие крылышки.

– Киндер-сюрприз! – узнают дети.

– Если честно, то это штопор, – смеется Рюмин. – Ну такой, с ручками, которые опускаются-поднимаются, когда открываем бутылку вина.

Приглядываюсь: действительно внутри птички – штопор. «Когда б вы знали, из какого сора»… могут быть собраны аниматроники.

– Эта штука тоже пригодится? – киваю на допотопную механическую пишущую машинку, стоящую без дела на стеллаже.

– Вполне возможно, – предполагает Рюмин. – Тяжелый пандемичный год для наших заказчиков уходит в прошлое, так что и мы, и куклы не теряем оптимизма.

Автор: Андрей Остров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *