Только за сентябрь авиакомпания «Томск Авиа» перенесла больше 15 рейсов

 

Убивающее ожидание, неопределенность и нервотрепка… Такие чувства на протяжении последнего месяца пассажиры авиакомпании «Томск Авиа» испытывают крайне часто. Больше 15 раз за прошедший месяц рейсы томских перевозчиков срывались: то из-за неисправности воздушных судов, то из-за «экономической неэффективности рейсов». Ситуация вроде бы не критическая, но… В некоторых населенных пунктах, куда летают старенькие Ан-24 «Томск Авиа», самолет – единственный возможный способ добраться до Большой земли. В числе таких «необитаемых островов» Томской области – Стрежевой и Пионерный – нефтяные форпосты региона.

За сентябрь, согласно данным сайта аэропорта Томск (tomskairport.ru), только из Стрежевого сорвалось 10 рейсов. Жители города, вахтовики, пассажиры из других регионов часами ждали своих вылетов. Не единожды ожидание затягивалось больше чем на 12 часов. Вот одна из таких историй.

Испортила погоду

Группа школьников вместе с несколькими взрослыми в пятницу, 20 сентября, должны были лететь из Стрежевого в Томск на соревнования, которые начинались в субботу утром.

– Вылет специально запланировали так, чтобы у ребят было время выспаться и отдохнуть перед серьезными состязаниями: отправиться в Томск решили накануне вечером, – рассказывает стрежевчанка Юлия Будко. – Но нашим планам не суждено было сбыться. Погоду испортила «Томск Авиа» – единственный авиаперевозчик в Стрежевом. Вылет в 17.30 не состоялся.

Не улетели ребята и через час, и даже через четыре часа. Все это время толпились в зале аэровокзала. Планы наперекосяк, голодные и уставшие дети, разъяренные родители и полная неопределенность: ни объявлений на информационном табло аэропорта, ни вестей от уполномоченного представителя авиакомпании… Время тянулось, и с каждой минутой ситуация обострялась. Только в семь вечера пассажиры узнали, что из-за неприбытия новосибирского рейса в Томск их отправление переносится на полдень следующего дня.

Без ответа

– Стрежевчане решили сдать билеты и отказаться от участия в соревнованиях (начало состязаний было назначено на 11 утра). Положение спасла принимающая сторона: Томск согласился перенести старт на более позднее время. Однако так повезло не всем: у одного пассажира жена рожала, и ему очень хотелось поддержать ее, у кого-то сорвались важные дела, запланированные на субботнее утро… Кто-то от безысходности пил горькую, кто-то спал, кто-то звонил в Томск и громко выяснял, когда же попадет в пункт назначения. Усугубило ситуацию еще и то, что мы оказались буквально брошены авиакомпанией и сотрудниками местного аэропорта. После шести часов вечера никого из них не было на рабочих местах. Пустое здание, 40 пассажиров и ни одного дежурного специалиста. Улетим мы сегодня или нет, было неизвестно. Информацию о переносе рейса мы добывали сами, дозваниваясь до справочной службы томского аэропорта, – продолжает рассказ Юлия.

В зале ожидания пассажиры просидели больше четырех часов. За это время им не только не предложили оплачиваемый ночлег (за ночь ожидания вылета в гостинице все платили из собственного кармана), но и стакана воды никто не подал… Детей мамы кормили пирогами, за которыми им пришлось съездить в город.

Овсянка, сэр!

Причиной невылета, как оказалась, послужила неисправность самолета. Об этом хорошо осведомлены были те, кто тоже ждал своего отправления, но уже в Новосибирске.

– В обед пятницы мы уже знали, что рейс задерживается до вечера. Об этом своевременно всех пассажиров уведомили объявлениями по громкой связи. Ближе к шести нам позвонили представители авиаперевозчика и сообщили, что вылет переносится на утро следующего дня. Рассыпаясь в извинениях, пригласили в специальный автобус, отвезли в центр Новосибирска и заселили в хорошую гостиницу. И поскольку субботний вылет был назначен на раннее утро, в гостинице всем пассажирам выдали ланч-боксы с прекрасным завтраком и так же организованно, автобусом, доставили из гостиницы в аэропорт, где без каких-либо проволочек мы прошли регистрацию и сели в самолет, – рассказала нам Екатерина, пассажирка новосибирского рейса, возвращавшаяся из заграничной поездки домой.

Одна авиакомпания, но две такие разные истории…

По буквам… закона

Как оказалось, претензии за плохое обслуживание пассажиры авиакомпании «Томск Авиа» предъявляют уже не в первый раз. Подобные ситуации на направлениях Томск – Стрежевой, Томск – Сургут, Томск – Нижневартовск, Томск – Пионерный зарегистрированы весной этого года. В период с 1 апреля по 15 мая 2013-го проблемы с вылетом испытали на себе пассажиры 21 рейса «Томск Авиа», задержки составляли от 55 минут до почти 19 часов. По указанным фактам прокуратурой была проведена проверка. В результате было установлено, что причиной задержек стало отсутствие у авиакомпании резервных бортов (однотипных воздушных судов).

– Это явилось нарушением п. 8 приказа Минтранса России от 04.02.2003 № 11 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации», – пояснил корреспонденту «ТН» Виктор Детков, томский транспортный прокурор. – Согласно документу авиакомпания обязана располагать необходимым количеством самолетов для выполнения планируемой программы полетов в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования.

Подобное нарушение, а именно «осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ», считается административным правонарушением.

– По результатам проверки от 15 мая 2013-го в отношении директора авиакомпании В.В. Марьенкина мной было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, – пояснил Детков.

Мировой суд (от 20.06.2013) признал директора виновным и выписал ему предупреждение. Какое наказание последует на этот раз, пока не ясно. Сейчас авиакомпанию «Томск Авиа» снова ждет проверка.

– Полагаю, что, если причиной вновь станет отсутствие резервных бортов, прокуратурой будет решаться вопрос о привлечении к административной ответственности как директора авиакомпании, так и самого общества, – заявил Детков. – Кроме того, в обязательном порядке при наличии оснований прокуратура рассмотрит вопрос о направлении в суд соответствующего искового заявления о лишении общества сертификата.

Внятного комментария от авиакомпании нам, к сожалению, так и не удалось получить. На вопрос, в чем причина отмены рейсов и почему некоторые пассажиры остались без помощи, нам ответил не директор компании, а специалист по рекламе и связям с общественностью Анжела Хуснутдинова:

– Переносы, несколько отмен и объединений рейсов ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» в период с сентября по октябрь текущего года связаны с экономической эффективностью выполнения рейсов. Региональные авиакомпании не могут себе позволить выполнять рейсы с малой загрузкой.

Все компенсации при необходимых обстоятельствах (переносы, объединения или отмены) авиакомпания выполняет и предлагает альтернативные варианты.

Количество рейсов по направлению Томск – Стрежевой и обратно на данный момент отвечает спросу пассажиров.

справка тн

В соответствии с требованиями пункта 99 ФАП «при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа».
  • Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы!

В подобных ситуациях необходимо в первую очередь обращаться с претензией в авиакомпанию. Причем жалобу с требованием, например, вернуть деньги за билет и (или) возместить убытки (затраты на гостиницу, если по вине авиакомпании вам пришлось задержаться на ночь, проезд до гостиницы и обратно до аэропорта и т.д.), нужно отправлять в письменном виде, тогда перевозчик не сможет ее проигнорировать. Срок рассмотрения обращения – 30 дней. За это время исполнитель обязан также в письменном виде (это очень важно) донести до вас информацию о принятом решении: удовлетворили ваше требование или отказали. Удовлетворили – хорошо, не согласились с доводами – оформляем исковое заявление. В прошлом году мы разбирались с похожими случаями: авиакомпания «Континент» обанкротилась, из-за чего отменила несколько своих рейсов. В результате десятки пассажиров оказались в других городах без реальной возможности возврата домой рейсами указанной авиакомпании. В итоге дело дошло до суда. Образцы исковых заявлений и жалоб можно взять на нашем сайте (70.rospotrebnadzor.ru).

Ольга Игнатьева, и.о. начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области

Что делать?

Виктор Детков, томский транспортный прокурор:

– Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в соответствии со ст. 126 Воздушного кодекса РФ о возмещении вреда (за исключением недостачи или порчи груза, утраты груза, утраты почты) в течение шести месяцев со дня наступления события. Для событий, указанных в скобках, имеются иные сроки.

Пассажир также вправе при наступлении негативных для него последствий обратиться с иском о возмещении вреда в суд самостоятельно. Кроме того, можно обратиться за защитой нарушенных прав с письменным заявлением в Томскую транспортную прокуратуру по адресу : г. Томск, ул. К. Маркса, 11 (в заявлении кроме всего прочего желательно указать ваш номер телефона).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 10 =