«Томь» как бренд области и источник ее репутационных потерь

Конфликт вокруг ФК «Томь» обрастает новыми пикантными подробностями, а накал полемики на извечные темы «кто виноват?» и «что делать?» уже следует назвать скандальным. Таковы на сегодня промежуточные итоги почти 10-летней (начиная со времени постановки задачи выхода клуба в премьер-лигу) истории создания того, что многие граждане и политики долго и с жаром именовали одним из брендов Томска. Теперь же, думаю, большинство участников событий согласится с тем, что бренд превращается в источник откровенных репутационных потерь.

На грани срыва

Начинался футбольный год спокойно: в первом круге болельщики радовались, когда «Томь» отбирала очки у лидеров чемпионата и в какой-то момент вышла на девятое место. И просочившуюся летом информацию, что клуб испытывает серьезные финансовые затруднения, публика тревожным звонком не посчитала. Такая ситуация возникала ежегодно, и граждане априори считали, что все опять «само собой рассосется». То есть власть подкинет деньжонок и как-то уломает спонсоров, которые не хотят таковыми быть.

Действительно, в сентябре областная Дума предоставила «Томи» госгарантию на 50 млн рублей на получение очередного кредита. Здесь хочется отметить: пусть слово «госгарантия» никого в заблуждение не вводит – клуб выплачивает лишь проценты по кредитам. (Всего сумма госгарантий по году – 350 млн рублей.) А в августе премьер-лига объявила о выделении «Томи» причитающихся ей денег от реализации телевизионных прав.

Но вот спонсоров, которых в кризисном 2009-м по просьбе губернатора премьер-министр Владимир Путин назначил «Томи», на сей раз областной администрации раскрутить не удалось. «Я в этом году три раза был у премьер-министра. В последний раз чувствовал, что он на грани срыва. Я что, еще раз пойду?» – признался недавно в эфире ТВ-2 Виктор Кресс. Что тут добавить…

А «Томь» тем временем показывала игру, которую журналисты спортивных изданий назвали антирекордом российских чемпионатов – 12 матчей без забитых голов. И результат закономерен – последнее место по итогам двух кругов чемпионата-2011/12 и высокая вероятность вылета из премьер-лиги.

В общем, привычное после потери генерального спонсора («Томскнефть», 2006 год) балансирование на грани срыва оборачивается фиаско.

Странным образом

Ряд спортивных критиков говорят, что причиной провала «Томи» стало отвратительное качество клубного менеджмента. Если сокращаются доходы, надо сокращать расходы: не имея достаточных (вообще никаких?) финансовых гарантий, следовало не приглашать новых игроков с фантастической для бюджетов клуба и Томской области зарплатой, а делать ставку на скромную в финансовых запросах молодежь. Тем более, отмечают спортивные комментаторы, молодежка «Томи» играла отлично. То есть, возможно, в таком случае и денег бы хватило, и турнирный результат был бы лучше.

Но для меня более ярким показателем качества менеджмента стали свежие полуоткровения президента «Томи» Сергея Ильиных. Он сообщил РИА «Новости», что часть имущества клуба «странным образом» оказалась в собственности частных фирм и теперь это имущество удалось вернуть клубу и муниципалитету. Как можно прочитать между строк – не совсем формальными методами.

Что ж, подождем середины декабря, когда Сергей Евгеньевич обещал «рассказать все с документами». А пока мы вправе предположить, что «Томь», как это бывало с другими ФК России, в какой-то мере и кем-то была превращена в прачечную по отмыванию бюджетных денег и собственности, что и привело к плачевному турнирному результату. (Приходилось читать, что, когда подмосковный «Сатурн» был объявлен банкротом, из имущества в клубе осталось два автобуса и несколько компьютеров.)

Обязанность признать

Болельщики, вышедшие в прошлое воскресенье на митинг в поддержку «Томи», назвали виновной в сложившейся ситуации администрацию области. Наиболее ярко это высказал менеджер клуба по работе с болельщиками Никулин (цитирую по «Эхо Москвы» в Томске»):

– …Все мы едины во мнении, что такая богатейшая область, как Томская, просто обязана сохранить единственный профессиональный спорт. А мы, как жители, вправе требовать, чтобы наши интересы были учтены. На данном этапе ни президент клуба, ни губернатор не могут дать четких гарантий того, что команда сохранит профессиональный статус. Бюджетное финансирование, которое нам навязали, является оправданием собственной беспомощности. Ведь куда проще выделить средства из бюджета, обвинив команду в излишних и непомерных тратах, чем выстроить грамотные долгосрочные отношения со спонсорами.

Обвинение в «навязывании бюджетного финансирования» – это, конечно, замечательный образчик цинизма. До сих пор руководство «Томи» не только не отказывалось от бюджетных денег, но, напротив, крайне активно их просило. Про «оправдание беспомощности» – ниже, а в ответ на требование об «обязанности сохранить единственный профессиональный спорт» можно выдвинуть еще десятки обязанностей власти. (Не собираюсь приводить набившее оскомину противопоставление детсадов и футбола, но считаю, что выбор приоритетов в свое время в пользу «Томи» был сделан без какого-либо обсуждения.)

Тем не менее томской власти и политическому классу (во всей их совокупности) следует признать то, что давно для многих критиков очевидно: власть, как и руководство клуба, слишком увлеклась и в итоге заигралась (в 2005-м начинали с бюджетной поддержки всего-то 90 млн руб­лей в год). Собственно, это признание уже прозвучало в словах Сергея Ильиных и губернатора Виктора Кресса о том, что ничего страшного не случится, если «Томь» не удержится в премьер-лиге. Равно как и в словах о том, что областной бюджет не только не может содержать профессиональный клуб, но это было бы и неправильно.

Признание запоздавшее и вынужденное. Вообще, с самого начала надо было изучить, как администрация Воронежской области обожглась на бюджетном финансировании ФК «Факел». И, вероятно, дальнейшая наша судьба будет похожа: «Факел» оказался для Воронежа как ручка без чемодана. В самом деле ситуация сегодня патовая. Удержится «Томь» в премьер-лиге – гигантская головная боль с финансированием, и без бюджета тут все равно не обойтись (уж сколько раз мы слышали заверения, что бюджет больше не будет поддерживать ФК). То есть продолжится сомнительная трата средств. Вылетит клуб из высшего дивизиона – неболельщики будут вспоминать, сколько денег было потрачено, а болельщики… (переходим к «оправданию беспомощности выстроить грамотные долгосрочные отношения со спонсорами»).

Предложенные обстоятельства

Что стало истинной причиной отказа спонсоров финансировать «Томь»: августовский скандал с возбуждением уголовного дела по давнему трансферту Павла Погребняка или упорное нежелание нефтегазовых вертикально интегрированных компаний, подразделения которых присутствуют на территории области, платить этой территории принудительный футбольный оброк?

Отказ спонсоров финансировать ФК возник именно после изучения финансово-хозяйственной деятельности «Томи», утверждают критики руководства клуба. И напоминают болельщикам: на их митинге летом 2009 года говорилось, что большая часть проблем «Томи» состоит в малоэффективном менеджменте, и также в то время много было сказано, что болельщики должны наладить общественный контроль решений руководства клуба по ключевым вопросам. Что-то из последнего было сделано? Хотя, по-моему, здесь нельзя быть слишком строгим, ибо в какой команде России такой контроль есть?

Сами же болельщики считают («Манифест» на сайте lazurny.tomsk.ru), что проблема в эгоизме нефтегазовых монополий: мол, социальная ответственность и справедливость обязывают их поделиться своими многомиллиардными прибылями («из этой прибыли мы имеем право на достойную жизнь»), а не тратить гигантские деньги только на поддержку избранных столичных клубов и тем более команд других стран.

Что на это сказать? Безусловно, отношение нефтегазовых и трубопроводных монополий к столицам и провинции разительно контрастно. И болельщики правильно указывают на суперроскошную жизнь столичных команд и крайне тяжелое положение провинциальных: в прошлом году пермский «Амкар» чуть не вылетел из премьер-лиги по финансовым причинам, до этого не стало ФК «Москва», «Сатурн» и т.п.

Да, все так. Но профессиональный футбол не есть здесь что-то особенное, он лишь – в силу своей специфичности – выпуклое отражение общего устройства финансово-экономической системы страны, в которой слишком много строится на ручном управлении и указаниях свыше, в которой региональной власти трудно, мягко говоря, выстроить социальные планы Роснефти, «Газпром нефти», СИБУРа, «Транснефти» и т.д. (это не времена позднего ЮКОСа).

А потому надо настаивать на смене общих правил игры. Но если мы остаемся в предложенных обстоятельствах, то, как бы фанатам «Томи» или другим группам граждан ни было за что-то обидно, регионам крайне противопоказано заигрываться с чем бы то ни было. Иначе через какое-то время приоритетные диспропорции обязательно становятся кричащими. И выбраться из них можно только с финансовыми и репутационными потерями.

Одна мысль про “«Томь» как бренд области и источник ее репутационных потерь”

  1. Честно говоря читаю уже не первую статью и не пойму, цели авторов, поплакать над осыпающимся клубом или попеть гимн избавления от тяжкого бремени его содержания. Я с 7 лет хожу на футбол, радость живого восприятия высшей лиги огромная, спасибо хоть одним глазом несколько лет был к этому причастен, раньше это казалось фантастикой. Путь финансирования спорта, культуры, социальных программ в регионах России один: налог на недра с плановым расписанием кому и чего, с жесточайшим контролем. За 20 лет капитализма, в нашей области не сделано частными пользователями ресурсов практически ничего, кроме разовых разрекламированных подачек. Добровольно уговаривать их хватит, нужен закон, хочешь кататься то и саночки вози.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − тринадцать =