Томичи в третий раз написали всероссийский этнографический диктант

Статей на сайте: 16296

В Пушкинской библиотеке на диктант собирались как на праздник. 30 вопросов (20 федеральных и 10 местных) – хороший повод безнаказанно проверить себя. Поэтому среди собравшихся большинство – школьники и пенсионеры. Первые готовятся к экзаменам, вторые – к профилактике возрастных изменений мозга.

Ученые-этнографы уже сломали копья относительно вопросов всероссийской проверочной работы на знание российских народов и их обычаев. Эксперты утверждают, что вопросы не так сформулированы, ответы неправильные, но, видимо, в этом и есть смысл большой контрольной работы – заставить людей ежегодно 3 ноября, накануне Дня народного единства, хотя бы на 45 минут задуматься, кто мы такие, где наши корни, какие наши доказательства.

– Многие из написавших диктант с интересом обсуждают потом вопросы и ответы со своими родителями, бабушками, дедушками, воскрешают историю своей семьи, – говорит заместитель губернатора Сергей Ильиных, открывая проверочную работу. – В Томск приезжали многие, кто-то – добровольно, кто-то – нет. Так и рождалось наше многонациональное томское сообщество, из которого вышли уникальные люди. Ими сегодня гордится страна и весь мир.

Надежда Чистякова пишет диктант во второй раз. Работала инженером-технологом на электротехническом заводе, сейчас на пенсии.

– Пишу, чтобы проверить свою грамотность. По результатам прошлого года поняла, что знаний у меня маловато. Много я еще не знаю о народных традициях. А ведь в советской школе и по истории, и по географии у меня были пятерки.

Две школьницы-хохотушки уже написали диктант и обсуждают, где ошиблись:

– Один вопрос поставил нас в тупик: «Какие восемь муниципальных районов относятся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов». Надо было вычеркнуть два любых. Катя говорит: «Давайте вычеркнем Тегульдет». Я говорю: «Нет, Тегульдет мы не можем вычеркнуть – туда ездит подруга моей подруги. Давай вычеркнем Александровский район». А Катя: «Нет, у меня там живет бабушка». Потом я говорю: «Давай Молчановский», но вспомнила, что моя бабушка там живет.

На самом деле из списка муниципальных районов надо было вычеркнуть почему-то городской округ Кедровый и Бакчарский район. Я бы еще исправила ошибку в варианте ответа «Каргасо­Гский». Опять же, по моему мнению, если шаманизм и индуизм не зарегистрированы в томском Минюсте, это вовсе не значит, что ими никто не занимается.

Анастасия Курносова искала правильные ответы совсем не методом исключения.

– Один из вопросов звучал так: «Существует русская поговорка «Первый блин комом», а на самом деле она звучала так «Первый блин комам». Кто такие комы?» На этот вопрос я знала ответ: комы – это медведи. Раньше было принято медведю на Масленицу отдавать первый блин, ведь он просыпался очень злой, и надо было его задобрить, чтоб он не бушевал и не крушил деревни. Был еще вопрос «Что такое пель-нянь, или по-удмуртски хлебное ушко?». Я подумала, что это пельмень, потому что была такая реклама. Вопросы интересные, заставляют задуматься о смысле русских поговорок и пословиц, которые мы произносим каждый день, не задумываясь.

А тут все уже задумались: не пойти ли на диктант в будущем году?

Автор: Елена Бутакова
Фото автора

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 33 = 38