Томичка выиграла процесс у своей управляющей компании, но радости ей это не принесло

Больше всего от июльских дождей досталось квартире Ольги Кулешовой: пострадали потолок, стены, линолеум. Список вещей, испорченных водой, занял две страницы

«Я их видеть не могу! Не хочу, чтобы приходили в мою квартиру, не нужен мне их ремонт!..» – маленькая хрупкая женщина плакала в коридоре областного суда. Слезы полились еще в судебном заседании, с самого начала скомкав обвинительную речь. Судья попросила отдать бумажку, на которой она была написана – и удалилась на совещание. Для принятия решения понадобилось несколько минут:

– Исковые требования Ольги Романовны Кулешовой к управляющей компании «Жилсервис» удовлетворить в полном объеме, решение Ленинского районного суда оставить без изменения…

Но даже победив «ненавистную» УК, Ольга Кулешова никак не могла успокоиться. Она плакала – жалела себя: за все нервы, силы, время, которые положила на борьбу с «Жилсервисом».

«Аномальные осадки»

Эта история началась еще летом, когда в июле на город обрушилось аномальное количество осадков. Пятиэтажку на ул. К. Ильмера, 10, где Ольга проживает со своей матерью, начало топить. Ливневка на крыше не справилась с водой (возможно, она просто засорилась – всяческого хлама на кровле скопилось немало), и поток хлынул через люк на лестницу и квартиры. Больше всего досталось Кулешовым: пострадал потолок, стены, линолеум… Список вещей, испорченных водой, занял две страницы. Жильцы бросились звонить в «Жилсервис» и депутату Олегу Шутееву.

С дверной коробки стекает вода. Поставить ведра и тазики – дверь закрыть невозможно. Убрать – зальет весь подъезд

– Помощник депутата прибыл первым и был свидетелем нашего бедствия почти с самого начала, – описывает события 27 июля Ольга Кулешова. – Потом появился инженер УК, составил акт. Они ушли, оставив нас, отмывающих подъезд и рыдающих от безысходности…

Естественно, жильцы задавали вопросы. Со слов Ольги Романовны, между ними и представителем УК состоялся следующий диалог: «Вода потоком затекает за щитовую, а вдруг там что-нибудь замкнет?» – «Вызывайте аварийку». – «У нас с дверной коробки стекает вода – ставим тазики – тогда дверь закрыть невозможно, если их убрать – зальет весь подъезд!» – «Через час вода бежать уже не будет».

Потоп прекратился только к утру следующего дня.

О стечении обстоятельств на крышу

И можно было бы ссылаться на «аномальные осадки», «небесные силы» и прочее стечение обстоятельств, если бы не неоднократные обращения Кулешовой в УК по поводу безобразного состояния кровли над ее подъездом. В начале июля гендиректор «Жилсервиса» Владимир Приходько получил заявление: «Сделайте кровлю над 6-м подъездом… Дожди идут каждый божий день, и от каждого ливня страдает наша муниципальная квартира. У нас стоит сырость, адская вонь, смрад. Сделайте хотя бы какую-нибудь временную заплатку над нашей 77-й квартирой… Примите экстренные меры. Пожалуйста!»

Экстренные меры были приняты в конце июля. После потопа пришли трое молодых людей с мешками и лопатами и сбросили с крыши мусор. Делать ремонт у Кулешовых, выплачивать компенсацию за пострадавшее имущество управляющая компания не собиралась. Отчаявшись решить дело мирным путем, Ольга Романовна обратилась в суд Ленинского района. Многочисленные заявления, фото и видео «стихийного бедствия», акт обследования стали материалами гражданского судопроизводства. Истица потребовала удалить испорченный и уложить новый линолеум, снять поврежденные обои, зачистить грибок, прошпатлевать стены, наклеить обои, отремонтировать входную дверь… Общая стоимость работ оценивалась экспертами в 24,5 тыс. рублей.

Миллион терзаний

За свои личные мытарства Кулешова хотела получить компенсацию, оценив причиненный бездействием УК моральный вред в 1 млн рублей. Суд принял во внимание фактические обстоятельства дела: «длительность нарушения прав потребителя, степень физических и нравственных страданий, причиненных истцу, которая была вынуждена проживать в затопленном помещении, сталкиваться с трудностями использования испорченного имущества, обращаться за медицинской помощью с жалобами на свое психическое состояние». В итоге компенсация морального вреда была присуждена, но уменьшилась до 10 тыс. рублей.

24,5 тыс. рублей Ольга Кулешова тоже надеется получить деньгами, а не работами:

– Не могу, не хочу видеть никого из «Жилсервиса» в своей квартире. Все сама сделаю… Не хватало еще, чтобы они под эту лавочку мне какие-нибудь списанные материалы подсунули. Я и так потеряла здоровье, все нервы истрепала с этой компанией: каждый день в «Жилсервис» ходила, все надеялась без суда решить! Была бы хоть компенсация достойная – можно было бы лечь, подлечиться. А так что? Одно утешение – буду теперь мимо УК ходить с высоко поднятой головой. Только ради этого с ними стоило судиться!

Комментарий

Наталия Юдина, начальник юридического отдела администрации Ленинского района г. Томска:

– Ольга Кулешова обратилась в Ленинскую администрацию с жалобой на УК «Жилсервис», поскольку управляющая компания не желала устранять протечку крыши. Учитывая, что 77-я квартира – муниципальная, мы выставили претензию УК. (По нормативам протекание кровли должно быть устранено в течение трех дней.) Управляющая компания частично провела ремонт крыши и прочистила ливневку. Но жильцов, у которых пострадало имущество, это не удовлетворило. Придя на личный прием к главе администрации района, Кулешова подала заявление о неустранении последствий потопа в ее квартире. Глава администрации распорядился подготовить иск в суд – это был единственный способ разрешить конфликт с УК и материально поддержать пострадавших. Мы участвовали в процессе как представители собственника, помогая истице и осуществляя юридическое сопровождение. Все доказательства, которые были возможны по этому делу, были собраны и представлены. Степень причиненного квартире вреда определила судебная экспертиза. Теперь, получив исполнительный лист, Ольга Романовна имеет право взыскать с компании стоимость ремонта или требовать выполнения работ. Трехмесячный судебный процесс дался Ольге Кулешовой тяжело, но все-таки отрадно, что мы сумели достичь положительного результата.

 Тем временем

В скором времени количество подобных тяжб значительно сократится. Статья 165 Жилищного кодекса РФ (часть 1.1) предусматривает, что при обращении собственников помещений, председателя совета многоквартирного дома о невыполнении УК обязательств по управлению домом, орган местного самоуправления может значительно повлиять на ход событий. Муниципалитет организует проведение проверки деятельности УК в пятидневный срок. То есть имеет возможность действовать не как собственник, а как контролирующий орган. По результатам этих проверок будут решаться вопросы о расторжении договоров с УК. Статья введена недавно, и пока законодатель не разработал порядок проведения этих проверок. Как только это будет сделано на федеральном уровне, муниципалитеты приступят к осуществлению проверок.

Мысли по поводу

Ирина Астафьева, корреспондент

За границей справедливости

– Гражданам, попавшим в конфликтную ситуацию, часто говорят: «Идите в суд!» Но мало кто изначально понимает, как много сил и душевного здоровья может отнять судебная тяжба. Ольгу Кулешову подкосил даже не потоп, а полное равнодушие УК, нежелание выполнять прямые обязанности, да еще и отстаивание компанией своей позиции в судебном процессе. Человек оказался психологически не готов к тому, что организация не признает своей вины до самого финала. (Замечательна в этой связи ссылка представителя УК в качестве оправдания на «аномальное количество осадков». Дожди-то прошли над всем городом, но там, где кровли были в порядке, никого не смыло!) Размер моральной компенсации также остался для Ольги Романовны за границей справедливости. Нанять зубастого адвоката (который четко объяснил бы, как надо бороться и доказывать моральный вред) у нее не хватило средств. В итоге – рыдания над 10 тысячами, которые еще надо как-то взыскать, и новогодняя мечта получить 24,5 тысячи на руки…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 10 =