Томск как образец

TNews831_05

Почему поступающие в томские вузы абитуриенты из Улан-Удэ берут билет в один конец? Почему одни города находят свой путь к процветанию, а другие топчутся на месте? Издание «Байкал-Финанс» в попытке ответить на эти вопросы выпустило материал, посвященный Томской области и сравнивающий ее с Республикой Бурятией. Как отмечает автор статьи Дмитрий Родионов, два соседних региона имели в 1990-е годы практически равные условия для развития, но в нулевые разошлись: Томская область вырвалась далеко вперед. В частности, по развитию малого бизнеса и по разработкам ученых и студентов в сфере высоких технологий.

«Томские новости» публикуют отрывки из статьи «Томление по Томску», показывающие, каким областной центр предстает перед приезжими.

* * *

У Томска и Улан-Удэ есть немало общего. Они почти в одно время основаны казаками на берегах больших сибирских рек. Рост городов три с лишним сотни лет назад был обусловлен добычей дорогой тогда пушнины, золота и обслуживанием Великого чайного пути. Томск и Улан-Удэ схожи по численности населения и расположены в более суровых, чем другие сибирские города, климатических условиях. Наконец, глава Бурятии Вячеслав Наговицын назначен на эту должность с поста первого заместителя губернатора Томской области.

* * *

Городской вокзал производит впечатление, будто время тут замерло в СССР. Это ощущение усиливается, когда идешь по улочкам старинного Томска – в России нет ни одного города, где сохранилось бы в первозданном виде такое количество особняков великолепного деревянного зодчества. Причем если в Улан-Удэ и в Иркутске купцы строили один-два этажа, то в Томске первый этаж чаще всего возводили из кирпича, а сверху достраивали два деревянных этажа с фантастически красивыми наличниками.

* * *

Бензин в Томске дешевле на два-четыре рубля, чем в Улан-Удэ. Собственная нефть и неф-теперерабатывающий завод делают пользование личным транспортом более доступным. Такси в Томске неприлично дешево – практически весь город можно объехать за 100 рублей. Томский средний класс не только больше численностью, но и более практичен. Основной поток машин на улицах составляют экономичные новые малолитражные европейские, корейские и японские автомобили из автосалонов. Прожорливых джипов, как в Улан-Удэ, немного. Слишком дороги в обслуживании. Заторы небольшие. Город построен правильно, с большим количеством параллельных улочек и переулков, с хорошей связностью магистралей. Комическое впечатление производят автобусы ПАЗ с газовыми баллонами на крыше.

* * *

В томских магазинах нет китайских овощей – рекордсменов по пестицидам. Все овощи выращиваются либо в области, либо в соседнем Алтае, а огурцы, зелень и помидоры поступают с местных тепличных комплексов. Цены почти на 50% ниже. Область помогла с кредитами крупным аграрным предприятиям еще до пресловутой программы по импортозамещению. Но вообще дело в том, что уровень культуры и образования в Томске таков, что на китайские химические помидоры по 250 рублей за килограмм, продающиеся у нас, просто нет спроса.

* * *

Качественное образование и новые технологии приносят городу куда больше денег, чем нефть. Нефтегазовая отрасль обеспечивает около 30% ВРП, большую часть доходов приносят современные обрабатывающие производства, наука и образование. Вокруг студентов и ученых крутится практически вся жизнь Томска. Томские вузы, входящие в число лучших в стране, как пылесос притягивают лучших абитуриентов со всей Сибири и Дальнего Востока. Деньги от десятков тысяч студентов получают не только вузы – подсчитано, что каждый иногородний студент расходует в год около 200 тыс. рублей. Томск занимает третье место в стране по числу иногородних абитуриентов после Москвы и Санкт-Петербурга – 60% от общего количества учащихся. Для Томска главный инвестор – это студент, приехавший в город.

* * *

Поражает огромное количество бизнес-проектов, созданных благодаря студенческому сообществу Томска. Но главное – среди выпускников томских вузов очень высокий процент тех, кто открывает стартапы в сфере высоких технологий. Образовательные услуги в мире уже давно стали важнейшим сектором экономики и развития малого бизнеса. Кто-то уезжает, но многие талантливые и успешные студенты остаются в альма-матер. Стоит ли удивляться, что миграционный баланс в Томске уже давно стал плюсовым.

* * *

Когда я возвращался в Улан-Удэ, со мной в поезде ехала большая группа студентов томских вузов из Бурятии. Они чем-то неуловимо отличались от студентов, обу-чающихся в вузах республики. У меня сложилось ощущение, что многие из них не вернутся в Бурятию. Выбирая для учебы Томск, билет на свой главный поезд они покупают чаще всего в один конец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − пять =