Томск выиграл двухмиллиардный грант на развитие фармацевтического кластера

13 июня рабочая группа при правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, подведя итоги конкурса, одобрила к пятилетнему государственному субсидированию томский проект по созданию фармацевтического кластера. Размеры субсидирования пока точно не определены (изначально планировалось по 5 млрд рублей ежегодно делить между 10 победителями конкурса региональных кластеров, но победителей оказалось 13), однако совершенно очевидно, что это будут серьезные деньги. Но главное даже не их количество, а потенциальный эффект, говорят инициаторы, авторы и двигатели проекта. Кластер, во-первых, изменит конфигурацию региональной экономики, во-вторых, поможет российской фармацевтике выйти с мировых задворок на торную дорогу.

Даже расходясь в тактических взглядах, участники круглого стола сошлись в оценке события: это признание томских компетенций в масштабах страны. «Мне кажется, государство объявило кластерный конкурс для самоопределения территорий, – заметила Людмила Огородова. – Попав в список первых 13 одобренных региональных кластеров из 94 конкурировавших, Томская область отрейтинговала себя на карте страны». И это особенно важно сейчас, добавляет Игорь Блатт, поскольку в последние годы «наша область стала терять темпы инновационного развития по сравнению с другими регионами, и ее инвестиционная привлекательность, а также авторитет бренда «Сделано в Томске» падают».

Участники круглого стола «ТН»

Игорь Блатт, научный руководитель центра кластерного развития Томской области «Синергия»
Игорь Блатт, научный руководитель центра кластерного развития Томской области «Синергия»
Вадим Жданов, зам. директора по научной работе НИИ фармакологии СО РАМН
Вадим Жданов, зам. директора по научной работе НИИ фармакологии СО РАМН
Алексей Князев, руководитель лаборатории каталитических исследований НИ ТГУ, председатель совета молодых ученых Томской области
Алексей Князев, руководитель лаборатории каталитических исследований НИ ТГУ, председатель совета молодых ученых Томской области
Людмила Огородова, депутат Государственной думы РФ
Сергей Псахье, чл.-корр. РАН, зам. председателя СО РАН, директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН
Сергей Псахье, чл.-корр. РАН, зам. председателя СО РАН, директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН
Андрей Трубицын, зам. губернатора Томской области, начальник департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики
Андрей Трубицын, зам. губернатора Томской области, начальник департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики

Конкурсное сито

– Проект регионального фармацевтического кластера оказался первым успешным на федеральном уровне для только что вступившего в должность губернатора и нового депутата Госдумы РФ от Томской области… Насколько он был сложным?

Людмила Огородова: – В проект очень много сил вложили академии наук, университеты, областная власть, его активно поддержал губернатор. И конкурсный отбор был очень жестким.

Сергей Псахье: – Первый этап конкурса региональных кластеров был закрытым. Проекты оценивали 100 экспертов. Когда открыли результаты, из 94 заявок томская оказалась на втором месте. Тогда Минрегионразвития решило провести второй, незапланированный, этап конкурса. Добавили еще 50 экспертов – из всех действующих технологических платформ. Этот этап уже был открытым, по итогам мы оказались на четвертом месте. Потом были очные доклады, защиты и работа конкурсной группы. В итоге наш проект уверенно вошел в число победителей.

Андрей Трубицын: – В протоколе рабочей группы определены два списка. В первом 13 проектов, которые рекомендованы к господдержке, во втором – проекты без предоставления субсидий из федерального бюджета. С территории области исходили два проекта, тусуровский по созданию кластера по информационным технологиям оказался в другом списке на 22-м месте. В протоколе также есть запись, предлагающая координаторам инновационных кластеров Санкт-Петербурга, Новосибирской и Томской областей включиться в пилотный проект с учетом объединения усилий. Программу мы представили в Минэкономразвития еще 15 июля. Постановление правительства, строка в бюджете, поступление денег – все это будет после.

Недавно мы провели в Томске совещание с участием организаторов медико-фармацевтического кластера и кластера информационных технологий и электроники. Договорились, что победивший в конкурсе фармкластер изменит название на «фармацевтики, медицинской техники и информационных технологий».

От молекулы до продукта

– За счет чего Томск обошел других конкурсантов?

Андрей Трубицын: – У нас выстроилась полная цепочка развития фармацевтической индустрии в регионе: «рождение молекулы», доклинические, клинические исследования, сертификация, появление опытных образцов и масштабного производства. В Томске есть практически все: разработки, лабораторная база, а также два крупных по российским меркам предприятия – «Вирион» и «Томскхимфарм».

Людмила Огородова: – Кластер – это инструмент переноса новых технологий на производственные площадки конкретного региона, от него мы должны получить эффект в региональной экономике. Значит, в нем должны участвовать не просто стартапы, а крупные компании. Оказалось, в России не так много территорий, где есть одновременно и научные разработки, и крупные партнеры – промышленные, приборостроительные, материаловедческие. Сильным аргументом стало то, что у нас есть фармацевтика («Вирион», «Томскхимфарм», ряд биомедицинских предприятий с приличным объемом производства), медицинское приборостроение (НИИПП), самое современное материаловедение (ИФПМ).

Благодаря платформе «Медицина будущего» у нас был сформирован и пул разработок, уже сегодня понятных России. И самое главное – между ключевыми игроками уже сложились крепкие горизонтальные связи.

Игорь Блатт: – Да, у нас хорошее сетевое партнерство между вузами, научными и образовательными организациями (благодаря чему мы и выиграли проект), но его надо развивать. Федеральные субсидии позволят включить в это сетевое партнерство и крупный бизнес, сократив таким образом путь от разработки до нового промышленного продукта.

Сергей Псахье: – Чтобы попасть в число первых, Томску действительно потребовались очень веские аргументы. А это сложившаяся интеграция всех компонентов кластера – малого бизнеса, промышленных предприятий, университетов, институтов двух академий… То есть начинаем свой кластер не с нуля.

Недостающий элемент

– На что конкретно пойдут федеральные деньги?

Алексей Князев: – В Томске есть инфраструктура для разработки и сопровождения научных идей. В вузах и институтах рождаются тысячи научных проектов. Но передача их в производство затруднена, нет площадок, где их можно развить до понятного для промышленности масштаба. Недостающий элемент нашей инфраструктуры – это место, где технологии масштабируются до промышленного продукта – инжиниринговый центр. Именно этот элемент будет создан при реализации кластерного проекта. Центр будет наполнен технологическим оборудованием, там будут созданы опытно-промышленные установки и технологические линии по масштабированию технологий производства фармацевтических субстанций и создания медтехники. В составе инжинирингового центра будет проектная группа, группа по повышению квалификации. Очень важно, что этот центр сможет опереться на мощную исследовательскую и аналитическую базу университетов и научных институтов Томска.

Сергей Псахье: – От федеральных денег появится каталитический эффект – ускорится продвижение разработок в реальный сектор, появятся совершенно новые продукты, создание которых ранее было невозможно из-за отсутствия инжинирингового центра. То есть центр станет локомотивом, который будет двигать наш кластер.

Алексей Князев: – В рамках глиоксального проекта в Томске действуют уже шесть предприятий, из них четыре по медицинскому направлению. Они сейчас объединились на площадке реконструируемого здания площадью 2 тыс кв. м на ул. Березовой. Там будут масштабироваться технологии в области фармацевтики и медицины. Тоже один из примеров реализации кластерной политики…

Но на создание этой экспериментальной площадки нашим предприятиям потребовалось пять лет и помощь госуниверситета, поддержка платформы «Медицина будущего», ФЦП «Приоритетные направления развития науки и техники». А проекты постоянно растут, и уже ясно, что скоро там станет тесно. Следующие технологии разработки новых продуктов на основе глиоксаля будут обкатываться и сертифицироваться уже в инжиниринговом центре. Эта стадия должна проходить на опытной площадке, которая уже не лаборатория, но еще не производство. Она обычно самая дорогостоящая и практически неокупаемая. Потому и нужна господдержка.

– А можно поконкретнее – что всем кластером будем разрабатывать?

Вадим Жданов: – Новые лекарственные средства в первую очередь. Но разработкой не ограничимся. Я вижу необходимость господдержки для появления технологий, не развитых в стране: биотехнологий, новых методов создания молекул путем химического и органического синтеза, их исследования, создания лабораторных и промышленных технологий и внедрения их в производство. Мы предполагаем, что в рамках территориального кластера можно будет реализовать ряд проектов полного цикла по созданию лекарственных препаратов до выведения их на международный рынок.

Андрей Трубицын: – Создание инжинирингового центра позволит ускорить вывод на промышленное производство разработки томских ученых. К 2020 году планируется увеличить объем промышленного производства продукции кластера в 4 раза. Инжиниринговый центр – центр коллективного пользования, помогающий получить от сотрудничества синергетический эффект. Для власти это – рабочие места и налоги. Для бизнеса – потенциальные рынки и возможности развития.

Выбрать приоритеты

Андрей Трубицын: – Нам еще предстоит разработать систему критериев, позволяющих оценить эффект для бизнеса и власти, понять, что собой будет представлять инжиниринговый центр, какой там будет набор технологий, людей. Пока ясно лишь общее направление. Проект, выигравший в конкурсе, – это только первый шаг. Хороший, удачный, но все же это только одна ступенька очень крутой и длинной лестницы.

– Какой же будет вторая?

Сергей Псахье: – Дальше логику взаимоотношений должна выстраивать областная администрация: определять приоритеты, строить систему управления, решением губернатора будет создан координационный совет… Вообще надо понимать, что инжиниринговый центр – это только один из компонентов, но вовсе не достаточный.

Людмила Огородова: – Томск выиграл проект, но по сути только сейчас приступает к его разработке. Потому что развитие кластера – это вклад в экономику региона, ВРП, тема, которая курируется администрацией субъекта и лично губернатором. Научное сообщество предложило технологии – конкурентоспособные и потенциально значимые (биотехнологии, фармацевтика, новые перевязочные материалы, приборостроение, информационные технологии). Власть должна самоопределиться, выбрав направления, которые выгодны региону. Разрабатывать управляющую команду, сам проект – также компетенция обладминистрации. Приоритеты выбираются не с потолка, а значит, нужен анализ ситуации, бизнес-оценка. Это огромная работа. Мы ожидаем сегодня (сейчас я говорю от лица технологической платформы и тех ученых, которые участвовали в создании и продвижении проекта) подключения к кластерному проекту административного ресурса исполнительной власти.

Кластер кластерный

Сергей Псахье: – Сложность стоящей перед нами задачи трудно переоценить. Если полученные продукты не будут иметь экспортного потенциала, проект можно считать проваленным. Уровень разработок у нас неплохой. Но продукт должен быть сегодняшнего, а лучше завтрашнего дня. Очевидно, что без привлечения зарубежных специалистов не обойтись. Должна быть предусмотрена система стажировок наших ученых в зарубежных центрах. А иначе мы, как в анекдоте, в очередной раз создадим автомат Калашникова. Нужно построить систему, которая будет оставаться передовой на протяжении 10–15 лет.

Мы должны получить ряд договоров между организациями и компаниями по разработке конкретных проектов – в рамках общей идеологии. Ведем переговоры и с другими территориями, выигравшими кластерные проекты. Подготовлены документы по созданию ассоциации таких территорий. Задачи у нас общие, и без взаимной выручки хорошо не продвинуться. В МФТИ сложился сильный образовательный комплекс для подготовки меж­отраслевых специалистов, Пущино нам необходимо из-за системы международной сертификации, в Калуге серьезный менеджмент с крупным бизнесом, там понимают, как выводить разработки на рынок, и занимаются вопросами льготного налогообложения для бизнеса в рамках кластерных проектов… Кластерам выгодно развиваться не обособленно, а совместно.

 

Кластер – это инструмент переноса новых технологий на производственные площадки конкретного региона, от него мы должны получить эффект в региональной экономике. Значит, в нем должны участвовать не просто стартапы, а крупные компании.

К 2020 году планируется увеличить объем промышленного производства продукции кластера в четыре раза.

Мы ожидаем сегодня подключения к кластерному проекту административного ресурса исполнительной власти.

Создание инжинирингового центра позволит ускорить вывод на промышленное производство разработки томских ученых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 10 =