Год назад ключевой оператор на рынке пассажирских перевозок мог исчезнуть из-за неэффективного менеджмента, но областная администрация взяла предприятие под свой контроль. О том, как изменилась ситуация, корреспондент «ТН» беседует с генеральным директором АО «Томскавтотранс» Сергеем Световцом.

– Сергей Владимирович, скажите, что было и что стало на предприятии?

– К 15 июня прошлого года предприятие имело огромную кредиторскую задолженность – 85 млн рублей, в том числе почти 57 млн рублей перед перевозчиками, пользующимися услугами томского автовокзала. Были существенные кредитные обязательства и обязательства по уплате лизинговой аренды пяти автобусов, по которым и так убыточному предприятию ежемесячно приходилось дополнительно платить в среднем 4–4,5 млн рублей.

Кроме того, предприятие имеет в своем активе более 55 млн рублей сомнительной дебиторской задолженности. Проще говоря, эти десятки миллионов рублей предприятие никогда не сможет получить.

– С чего началось финансовое оздоровление?

– С поддержки со стороны руководства области. Благодаря ей мы не допустили срыва пассажирских перевозок. Я благодарен за финансовую помощь из областного бюджета, которая была крайне необходима для стратегически важного предприятия.

– Предприятие еще несет убытки?

– Да, еще остались хвосты. Серьезным финансовым ударом для предприятия стало прекращение в начале прошлого года поступлений от почти трети перевозчиков за пользование услугами автовокзала. Есть проблемы по социально значимым перевозкам на маршрутах. Остается проблема с большими накладными расходами предприятия, поскольку АО «Томскавтотранс» – это полностью прозрачное предприятие с серьезными обязательствами по заработной плате и требованиями к обслуживаемым объектам инфраструктуры – автовокзалу и автобазы.

За год нам удалось существенно оптимизировать расходы, и эта работа продолжается. Произведен расчет по всем ранее взятым предприятием кредитам, ликвидирована просроченная задолженность и выполняются обязательства по договору лизинговой аренды пяти автобусов, который еще будет действовать до конца текущего года. Интенсивно ведется работа по эффективному использованию свободных площадей помещений, открытых и крытых стоянок производственной базы предприятия. Уже практически все стояночные места заняты перевозчиками, чего не было раньше.

В итоге общая кредиторская задолженность на сегодняшний момент снижена с 85 до 50 млн рублей, в том числе перед перевозчиками – с 57 до 34 млн рублей. Меня беспокоит серьезная проблема по заключенному ранее управляющей компанией «Регион-Транс» поручительству АО «Томскавтотранс» перед банком за кредит, в размере 16 млн рублей полученный посторонней организацией – ООО «АП Пригородные № 3», который не возвращается. Но, скорее всего, будем разбираться в суде.

– Как вы умудрились в таких условиях внедрить еще и безналичную оплату проезда. Что это дало?

– На наших маршрутах с февраля этого года работает безналичная система оплаты проезда с использованием современного оборудования и программного комплекса. На мой взгляд, из всех возможных вариантов установленное оборудование на автобусах «Томскавтотранса» является самым оптимальным для пригородных маршрутов и добавляет прозрачности в перевозках.

– Когда, по вашим расчетам, предприятие выйдет на точку безубыточности?

– Проблемы копились десятилетиями, сразу все не решить. В самое ближайшее время нам предстоит провести ряд исторических и тяжелых решений. К примеру, чтобы выполнить требования антимонопольного законодательства, запустим новую систему взаимоотношений с перевозчиками, пользующимися услугами автовокзала. Она подразумевает отказ от действующей еще с советских времен и устаревшей модели взимания платы за оказанные услуги автовокзала – 15% от стоимости проданного билета и переход к фиксированному тарифу за каждый обслуженный рейс, каждого обслуженного пассажира и багажа. А для обеспечения гарантированного поступления средств на счета перевозчиков от вырученных от продажи билетов «Томскавтотранс» открыл предусмотренный условиями агентского договора специальный счет. С этого специального счета банк в автоматическом режиме по предоставленным платежным ведомостям осуществляет распределение и перечисление денег на специальные счета перевозчиков. «Томскавтотрансу» со специального счета будет поступать только установленный договором размер агентского вознаграждения за услуги по продаже билетов. Такое решение назревало давно. Мы длительное время скрупулезно обсуждали этот вопрос с перевозчиками, в результате чего была выработана такая схема.

Однако, чтобы предприятие выбралось из долговой ямы и заработало стабильно, еще очень многое предстоит сделать. К примеру, в ближайшее время будет пересмотрена система премиальных начислений заработной платы. Ожидаю, что новый механизм будет ориентировать и мотивировать работников на достижение установленных показателей. Кроме того, мы готовимся к предстоящим конкурсам на выполнение регулярных перевозок.

Автор: Евгений Киришов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 1