Томская область сохранит прямые выборы мэров городов и глав районов

Рожков

После майских поправок в федеральное законодательство о местном самоуправлении регионы получили право самостоятельно выбирать систему организации и избрания местных органов представительной и исполнительной власти. О ходе реформы местного самоуправления рассказал заместитель губернатора Томской области по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления Анатолий Рожков.

Живая дискуссия

Многих интересовал вопрос: сохранятся ли в России прямые выборы мэра в крупных городах? Федеральные законотворцы приняли решение отдать его на откуп регионам. Каждый субъект РФ должен в течение полугода утвердить одну из предложенных моделей местного самоуправления: от прямых выборов главы муниципалитета до его выбора из состава местной думы и введения института сити-менеджера.

Томская область, как и большинство регионов России, пошла по первому пути.

– Члены рабочей группы сошлись во мнении, что главы поселений, районов и городов должны избираться всенародно и нести ответственность перед своими избирателями, – говорит Анатолий Рожков. – Мне кажется, это будет служить для руководителей главной мотивацией.

На поселенческом уровне в руках главы сосредоточится практически вся власть: он будет являться высшим должностным лицом и управлять работой как администрации, так и совета муниципалитета.

– Конечно, никто не отменял понятия «разделяй и властвуй», – считает Анатолий Рожков. – Но мы решили, что в наших, как правило, небольших по численности поселениях, где постоянно решаются вопросы жизнеобеспечения, власть должна быть сосредоточена в руках одного человека.

На втором уровне (районы и города) главы тоже будут избираться, но у них будет чуть меньше власти: руководитель представительного органа будет избираться из числа депутатов.

Дума без партий

В последние годы районных и городских депутатов выбирали наполовину по партийным спискам, наполовину по мажоритарной системе. Теперь народные избранники будут избираться только напрямую. Но партии смогут выдвигать и поддерживать кандидатов.

– Все сделано с одной целью: чтобы местная власть была ближе к населению, – уверен Анатолий Рожков. – Рабочая группа пришла к выводу, что муниципальные думы не место для популизма и отстраненных политических диспутов, там должен идти настоящий диалог по решению самых злободневных проблем населения. Дороги, благоустройство, работа жилищных предприятий и общественного транспорта, пополнение бюджета – вот что по-настоящему волнует людей. И именно на этих вопросах муниципальные депутаты должны постоянно фокусировать свое внимание и профессионализм.

Новый федеральный закон о местном самоуправлении предполагает возможность создания внутригородских округов. То есть в Томске вдобавок к городской Думе можно было бы сделать еще четыре районных. Однако рабочая группа, изучив мнение населения, общественных организаций и органов местного самоуправления, посчитала, что Томск еще не дорос до такого. Стрежевой, Колпашево и Кедровый – тем более. Впрочем, возможно, эта позиция со временем будет пересмотрена, если на то будут серьезные причины, главная из которых – мнение томичей.

– Возможно, такая модель уместна для крупных мегаполисов, но в полумиллионном Томске, где на одного депутата приходится небольшое количество жителей, действуют уже отработанные механизмы взаимодействия с населением, – пояснил позицию рабочей группы Анатолий Рожков. – К тому же создание дополнительных органов власти в Томске неизбежно увеличит расходы на их содержание, что в условиях дефицита городского бюджета неэффективно.

Вопрос по Северску рабочая группа рассматривала отдельно. И окончательное решение еще не принято: мэр будет избираться либо из состава депутатов, либо всенародным голосованием. Скорее всего, сохранится действующая система, когда управленческие полномочия разделены между мэром – председателем думы и сити-менеджером.

При разработке новой системы учитывались не только мнения экспертов, но и позиция самих муниципальных образований. Около 80% из них высказались за предложенную систему.

Меньше вопросов

Вторая важная составляющая реформы местного самоуправления – перераспределение вопросов местного значения. Муниципальные районы и городские округа должны, как и раньше, решать соответственно 38 и 44 вопроса местного значения. А вот число вопросов, которые находятся в ведении сельских поселений, вероятно, уменьшится с 39 до 13. Но федеральный закон оставляет право каждой территории решать вопросы местного значения поселений в прежнем объеме или распределить их на усмотрение субъекта РФ. Для этого должен быть принят соответствующий региональный закон.

– Как ни странно, почти все органы местного самоуправления, особенно первого уровня, вышли с инициативой оставить все вопросы местного значения, – поясняет Анатолий Рожков. – Но вопрос может быть один, а полномочий для его исполнения несколько десятков. Их перераспределение – тема для дальнейшего обсуждения рабочей группы.

Времени на все не очень много: Федерация дала регионам на принятие соответствующих законов (о порядке выборов и перераспределении полномочий) полгода. Кроме специальной рабочей группы вопрос о местном самоуправлении обсуждают экспертные советы при каждом заместителе губернатора. Планируется, что уже в октябре законопроект в первом чтении рассмотрит областная Дума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 15 =