26.01.2018

Томские энергетики мороза не боятся

Статей на сайте: 21

Сколько бы мы ни жили в Сибири, крещенские морозы всегда кажутся аномальными, все с нетерпением ждут их окончания. Но есть ряд профессий, для которых морозы – это повод быть в постоянной боевой готовности. Среди них и энергетики. В периоды непогоды, будь то грозы, ураганы или крепкие морозы, они находятся в режиме повышенной готовности, стоят на страже нашего комфорта. А им порой приходится работать в суровых условиях.

 

img_7251__ kasinskij__ petrov__ skurkov__

 

Ночи звездные, морозные

Когда ночью 20 января столбик термометра почти по всей Томской области опустился ниже отметки –40 градусов по Цельсию, а высоковольтные линии на звенящем морозе натянулись как струны, в Богашевском РЭС ПАО «Томская распределительная компания» было не до сна. Сообщение о порыве на линии 10 кВ, которая питает село Кафтанчиково, заставило всех мобилизоваться.

Пока жители мирно спали, возможно, даже не заметив перебоя с электроснабжением (на перезапитку ушло менее часа), энергетики поднялись по тревоге.

Большая часть высоковольтных линий проходит по лесам и полям. Очень часто повреждения происходят в труднодоступной местности. Если летом к линии можно подобраться поближе хотя бы по грунтовке, то зимой дорог нет, есть лишь снежная целина. Сначала на снегоходе отправляются «первопроходцы» – найти и уточнить местоположение порыва линии, чтобы указать путь бригаде, частично доставить необходимые инструменты и материалы. И это все в ночное время. Фактически ничего не видно, идти приходится на ощупь.

– Представляете – снегоход «Буран», на улице минус 40, человек с ветерком едет по полю ночью – это грозит обморожением, – рассказывает начальник района электрических сетей Богашевского РЭС Вячеслав Скурков.

В таких условиях как никогда важно соблюдать правила безопасности. Несмотря на то что персонал укомплектован зимней спецодеждой и обувью, для производства работ отправляются минимум два человека, обязательно обеспеченные средствами связи. Желание как можно быстрее закончить работу, чтобы вернуть свет в дома жителей, никак не должно влиять на технику безопасности. Ведь электричество может не простить ошибки. Это еще более актуально в морозы. Вернуть свет в дома, при этом не подвергнув себя или коллег опасности, – вот главная задача для энергетика.

– У группы должно быть несколько вариантов связи – минимум два сотовых телефона и радиостанция, – поясняет Вячеслав Викторович, – чтобы в экстренной ситуации они всегда могли выйти на контакт. Если автомобильная техника оснащена ГЛОНАСС и мы можем отследить местонахождение машины с бригадой очень точно, то снегоходная техника такой системой не оснащена. Поэтому обеспечить связью и контролировать перемещения жизненно важно.

Когда плечо товарища жизнь спасает

Добраться до аварийного участка по снежному полю на первый взгляд несложно. Снегоход «Буран», вспахивая белые просторы, быстро мчит людей к линии электропередачи. Но есть у него несколько недостатков: водитель и пассажир в мороз ничем не защищены от пронизывающего ледяного ветра, да и заезжать приходится по одному-два человека, больше он не везет. Груз – материалы и инструмент – тоже завозится частями.

– Зимой очень сложно добраться со всем необходимым материалом до места аварии на спецтехнике. Если ремонтную бригаду довезет вездеход, то, к примеру, вышка не сможет пробраться по снежному полю. Иногда часть пути приходится преодолевать пешком, беря с собой все необходимые инструменты, – рассказывает электромонтер по эксплуатации распределительных сетей 3-го разряда Константин Петров.

В таких условиях очень важно, чтобы коллеги понимали друг друга с полуслова и подставляли плечо в трудный момент.

– В бригаде каждый четко знает, что делать. В такие морозы нет времени на долгие рассуждения, тем более потребители без света, поэтому мы работаем как единый механизм, – говорит Константин Сергеевич.

Ночь, поле – костер не разведешь, от «Бурана» особо не погреешься. Можно поставить палатку с переносным обогревателем, но их тоже надо завезти на снегоходе, а потом еще и установить – это драгоценное время.

– С одной стороны, стараешься все быстро сделать, а с другой – если немного не рассчитать по времени, то приходится бороться уже с холодом, потому что просто начинаешь замерзать. А надо доделать работу до конца, чтобы люди в мороз не остались без света и тепла. Спасает самоконтроль и контроль друг за другом, – поясняет Константин Петров. – Спрашиваем: «Ты как там?» Если видишь, что человек замерзает, стараешься его сменить, разогреть. Буквально по полю бегали, потому что вариантов нет: греться надо было.

На ликвидацию порыва линии 10 кВ ушло около трех часов. Жители Кафтанчикова в это время мирно спали в теплых домах.

Мы новые дороги построим

В морозные дни Богашевскому РЭС довелось принимать активное участие в ликвидации еще одной аварии. На высоковольтной линии 35 кВ, питающей Вершинино, Ярское, Батурино и Казанку, оборвался один из трех проводов. Самое опасное зимой то, что при таком ненормальном режиме электроснабжения не могут работать котельные – отказывают насосы.

– У нас любой населенный пункт имеет двойное-тройное питание. В случае порывов мы в течение 30–40 минут перезапитываем их электроэнергией от резервных линий. Потом моя задача – вывести аварийный участок в ремонт, отключить выключатели, – рассказывает электрослесарь по ремонту оборудования распределительных устройств 5-го разряда Сергей Касинский. – После этого бригада выезжает на место или на ­«Буранах», или даже на лыжах.

Главная проблема, с которой пришлось столкнуться в этом случае, – полное отсутствие подъездных путей. Пришлось практически заново прокладывать дорогу. Необходима была специальная техника для расчистки снежных завалов. Обычный бульдозер не мог проехать.

Непосредственным восстановлением линии занимались специалисты из другого подразделения. На расчистку дороги и устранение повреждений ушло около суток.

Спасительный резерв

Социально важные объекты у энергетиков на особом контроле круглый год. Но летом отключение от электропитания не столь опасно: нет угрозы разморозить систему отопления. Зимой появляется дополнительная ответственность – не оставить людей без тепла и воды. Причем критическое время на первый взгляд может показаться незначительным: какие-то полтора-два часа. Именно столько требуется времени специалистам, чтобы дать энергию от резервных линий и не допустить катастрофы локального масштаба. В самых критических ситуациях на помощь приходят передвижные дизельные электростанции, которые запитывают социально значимые объекты.

– После этого наша первоочередная задача – оперативно восстановить поврежденные линии. Резерв должен быть всегда, – резюмирует Вячеслав Скурков.

Порывы случаются зимой не часто. Но оборудование с годами все чаще выходит из строя – у всего есть свой предельный ресурс. Как правило, повреждениям больше подвержены старые линии.

– Мы сейчас идем по пути реконструкции с заменой провода на изолированный – более надежный и безопасный. Но в масштабах ПАО «ТРК» это десятки тысяч километров линий, разом заменить все невозможно. Если взять только наше небольшое подразделение, Богашевский РЭС, у нас более 300 трансформаторных подстанций ТП 10/0,4 киловольт и более 500 километров линий, которые питают около 15 тысяч абонентов только в частном секторе, – рассказывает Вячеслав Викторович. – Так что реконструкция электросетей – процесс длительный, но очень необходимый!

Пока же можно быть уверенными в одном: в любую непогоду, грозы, ураганы или лютый мороз энергетики сделают все возможное, чтобы в каждом доме было тепло и светло.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

69 − = 65