Томские предприниматели обсуждают возможные последствия вступления России в ВТО

28 марта бизнес-тренер международных ассоциаций, председатель совета директоров международной консалтинговой группы Емas Андрей Коляда рассказал томским предпринимателям о ключевых стратегических решениях по управлению предприятием в предстоящих условиях ВТО.

 

Ожидания и опасения

На перспективы вступления в ВТО многие предприниматели сегодня смотрят с настороженностью. В первую очередь потому, что большинство просто не знают, чего именно ждать в новых условиях на международном рынке. Предприниматели высказывают предположения.

– Мои интуитивные опасения заключаются в том, что в России пострадает очень много промышленников, думаю, обрабатывающая промышленность упадет, добывающая будет расти, – рассуждает глава томской компании «Аргумент» Владислав Сокольников. – Наша компания работает с производителями оборудования, занимается снабжением предприятий комплектующими, и нам важно, как наша промышленность выстоит. Надо понять, где сконцентрировать свои усилия, как воспользоваться вступлением в ВТО максимально эффективно. По идее, как дистрибьюторы, мы будем востребованы европейцами, но важно определиться, либо мы продолжаем работать с российским оборудованием, а сейчас эта доля составляет 90%, либо переключаемся на импорт.

По мнению бизнес-тренера, дистрибьюторский бизнес – как раз одна из сфер, которую ожидает рывок вперед.

– Думаю, от вступления в ВТО вырастет дистрибуция и розничная торговля, – считает Андрей Коляда. – Что касается промышленности, здесь, вероятно, будет спад, некоторые предприятия перестанут существовать по причине неэффективного управления.

Самые слабые звенья, которые в России пострадают в первую очередь, – автомобилестроение, машиностроение и сельское хозяйство, считает консультант:

– ВТО – это хорошо для страны в целом, но плохо для тех, кто привык работать спустя рукава, не повышая свою эффективность. Лично я убежден, что ВТО для России – благо. Готовясь к вступлению, правительство давало отсрочку в 10 лет, и все это время российский бизнес по сравнению с другими странами находился в тепличных условиях, ему позволяли зарабатывать деньги без особых усилий: явно завышен курс рубля, и производительность труда намного ниже, чем в развитых экономиках.

Повысить эффективность

Единственная возможность для предприятий удержаться на плаву, конкурируя на мировом рынке, – повысить эффективность управления. По мнению бизнес-тренера, многие управленцы погрязли в текучке, думая о продажах, ценах, производстве и забывая о проработке стратегии компании. Надо не бояться делегировать второстепенные вопросы подчиненным. В разработке стратегии активно задействовать ключевых сотрудников предприятия и по возможности заказать стороннюю экспертную оценку компании.

– Нужно искать новую колею, а не идти проторенной дорогой, – призывает Андрей Коляда. – Чтобы понять, как выжить в новых условиях, руководителям нужно изменить мышление и понять, что все успехи, которые были в 2000-х, когда российский рынок был частично закрыт от внешнего, – это ничто по сравнению с тем, что нас ожидает.

Система мотивации

Один из способов повышения эффективности предприятия – рост производительности труда.

– По этому показателю мы находимся на очень слабой позиции, а в 1960-х годах занимали одно из первых мест в мире. Почему? – обращается к присутствующим бизнес-тренер. – Русский человек умеет работать не хуже европейца, просто западные стимулы на него не действуют.

Главная задача бизнеса – научиться управлять людьми. На многих российских предприятиях неправильно выстроена система мотивации сотрудников, считает Андрей Коляда. Чаще всего в ход идет финансовая мотивация: больше заработал – больше получил. Но повышение зарплаты не всегда становится правильным стимулом к повышению производительности труда. По мнению бизнес-тренера, такой стимул не подходит для страны, пережившей 70-летний период «коммунистического коллапса».

– Для того чтобы заставить человека работать, есть два проверенных способа. Во-первых, наша история красноречиво доказывает, что русский человек может прекрасно работать ради идеи. Второй не менее мощный стимул – когда во главе компании стоит лидер, который вдохновляет людей собственным примером.

Дело в бренде

Однако ни разработка долгосрочной стратегии, ни повышение производительности труда не спасут предприятие, когда на рынок хлынет поток дешевой продукции из-за рубежа. И здесь, советует бизнес-консультант, стоит тщательней задуматься о маркетинге и о его важной составляющей – брендировании.

– Брендирование российских товаров может стать единственным противоядием против низких цен зарубежных производителей, – обращает внимание Коляда. – Нужно будет тщательно объяснять клиентам, почему наш товар лучше. Когда низкая цена работать не будет, станет работать бренд.

В декабре 2011 года Россия официально подписала документ о вступлении во Всемирную торговую организацию. В 2012 году Евро Инфо Корреспондентский центр – Томская область, действующий на базе Томской ТПП, совместно с областным департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики организовал цикл мероприятий для представителей малого и среднего предпринимательства по вопросам влияния на бизнес присоединения России к ВТО с привлечением ведущих российских экспертов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *