Томские ученые разрабатывают систему защиты космических кораблей от повреждений

Статей на сайте: 16219

Ученые ТНЦ СО РАН совместно с коллегами из ТГУ, Института физики металлов УрО РАН и Харбинского инженерного университета работают над комплексным проектом по защите летательных аппаратов в условиях агрессивной среды космоса. Проект получил финансовую поддержку Российского научного фонда.

В спектр задач входит разработка методов защиты поверхности космических аппаратов от повреждений, моделирование условий возникновения подобных чрезвычайных ситуаций на орбите и формирование нового перспективного класса слоистых материалов для авиа- и ракетостроения.

– Одно из направлений – создание уникальных слоистых материалов, – рассказывает руководитель отдела структурной макрокинетики ТНЦ СО РАН Сергей Зелепугин. – Чем-то по своему строению они напоминают оболочки морских раковин, главный принцип – чередование слоев интерметаллидов, способных задерживать крошечные летящие частицы, и слоев титанового сплава. Значимую роль в процессе создания новых материалов играет именно математическое моделирование. Мы тесно взаимодействуем с российскими и китайскими партнерами. Применение программных комплексов и моделей, созданных в ТНЦ СО РАН, помогает ученым подобрать оптимальные толщины слоев.

НИИ ПММ ТГУ в рамках проекта разрабатывает объединенный программный комплекс, который включает несколько численных методов и позволяет описывать все стадии поведения сплошной среды в процессе высокоскоростного нагружения и разрушения. В основе нового объединенного программного комплекса, способного справиться с этой задачей, лежат несколько комплексов, созданных ранее специалистами ТНЦ СО РАН и ТГУ. Его применение позволит повысить эффективность проводимых вычислительных экспериментов и лучше изучить поведение материалов в условиях открытого космоса.

– Исследование проблемы удара группы тел по преграде – одна из важнейших задач современной механики. Процесс множественного удара всегда был очень сложен для математического и физического моделирования, – поясняет Сергей Зелепугин. – Особенно это касалось стадии формирования потока осколков, их разлета и последующего взаимодействия. Ранее существовавшие модели не позволяли детально описать процесс взаимодействия потока осколков с поверхностью летательного аппарата.

Результаты, полученные объединенным научным коллективом, подтверждены патентами и получили признание в Англии, Португалии, Южной Корее, Китае и США.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =