Персона
12.04.2019

Томский парфюмер: о самых экстравагантных заказах и аромате студенческого города

Статей на сайте: 17076

Едва уловимые нотки солода. Сладкая тема, вероятнее всего, кондитерка. Запах влажного дерева. Приблизительно такая парфюмерная композиция получилась, если бы потребовалось составить аромат Томска. Во всяком случае для Лидии Лозовой, коренной томички и члена Гильдии парфюмеров России, любимый город ассоциируется именно с этими запахами.

– Наша фирменная продукция, ставшая брендом региона, – пиво и конфеты «Птичье молоко». И, конечно, деревянная архитектура, – конкретизирует Лидия.

Уже семь лет она занимается составлением индивидуальных ароматов под собственной маркой. И до сих пор остается одной из немногих представителей редкой и необычной для Томска профессии.

Эксперимент, который удался

– Ожидание ребенка, как оказалось, отличное время для авантюр и рождения креативных идей, – смеется Лидия, вспоминая о том, как все начиналось. – Я была в декретном отпуске, когда мне вдруг неожиданно захотелось сделать духи сестре в подарок. Действовала, что называется, по наитию. Начиталась советов в Интернете, купила аптечные масла и начала экспериментировать. Получился любопытной аромат. Во всяком случае сестре понравился. После рождения дочери я ненадолго забыла про свои эксперименты. Через какое-то время поняла, что хочу заниматься парфюмерией и дальше. Но на более компетентном уровне.

Химического образования у Лидии нет. Она – музеолог, работает по специальности. Для того чтобы сделать духи, заверяет девушка, вполне достаточно школьных знаний по химии.

– Я окончила санкт-петербургскую школу парфюмеров, успешно участвую в различных проектах, но пока для меня мир ароматов – это больше хобби, – признается Лидия. – Для более серьезной работы нужно получить основательное образование. Например, во Франции, в ISIPCA или в Грасском институте парфюмерии. Их учащимся необходимы глубокие знания по химии. Высококвалифицированные парфюмеры синтезируют новые ароматические вещества. Я не копаю так глубоко – составляю композиции опытным путем из уже имеющихся ингредиентов. Для этого достаточно знаний основ сочетания компонентов.

Есть альтернатива

Главные ингредиенты, с которыми работает парфюмер, – эфирные масла, химические вещества, различные готовые отдушки, компоненты животного происхождения. Последние с недавнего времени запрещены в массовом производстве. За этим зорко следят международные парфюмерные организации и ассоциации. Одна из основных причин такого запрета – компоненты животного происхождения вызывают аллергические реакции. Еще одна немаловажная причина – не всегда гуманные способы их добычи. Но хватает и вполне себе гуманных, по поводу которых можно с чистой душой сказать «ни одно животное не пострадало». Кроме того, сейчас есть неплохая альтернатива – искусственные заменители. Заказать их можно за границей.

Предубеждения по поводу использования синтетики для составления ароматов у томского парфюмера нет.

– Раньше я думала, что буду работать исключительно с натуральными ингредиентами – эфирными маслами, вытяжками из растений. С опытом поняла: без синтезированных химических веществ возможностей гораздо меньше, – поясняет Лидия Лозовая. – Можно, конечно, сделать духи исключительно из натуральных компонентов.

Сырье для будущих духов и туалетной воды томичка приобретает через Интернет в разных странах. Использует только самое лучшее. Масла обычно заказывает в Италии, Германии, Франции, реже – в Америке. Здесь тоже есть свои фавориты. Например, в производстве цитрусовых масел номер один – Италия. Розу лучше заказывать во Франции. Лаванду – там же. Хотя российская лаванда, признает Лидия, тоже хороша. Но отечественные ингредиенты она использует редко.

– Дело не в том, что в России растения плохие или какие-то не такие. С этим как раз всё замечательно. Проблема в том, что у нас никто не занимается производством эссенции для парфюмерной промышленности. Добывать добывают, но полученное вещество не годится для применения в парфюмерии. Нужна более глубокая переработка.

Особенно ценятся в парфюмерии редкие компоненты – роза, жасмин, ирис, удовое дерево, сандал, редкие или новые химические вещества. Из необычных компонентов у томского парфюмера есть отдушка чеснока. Правда, за два года ни разу ее не использовала.

– Посмотрим, может быть, ее время еще просто не пришло. Какие только необычные заказы от клиентов не прилетают, – смеется томский парфюмер. – Не так давно, например, мужчина попросил сделать туалетную воду с запахом кошачьего лотка. Уж не знаю, зачем ему такая понадобилась. Но выполнить пожелание было не так сложно. В парфюмерии используется природный компонент цибетин. Если взять дозировку побольше, получится тот самый лоток.

Не забудем про примерку

С каждым клиентом Лидия Лозовая работает индивидуально. Первым делом выясняет, какой парфюм хочет человек: зимний или летний, дневной или вечерний, тяжелый или легкий. Потом предлагает ему на пробу разные ароматы. Из 5–12 приглянувшихся составляет композицию.

Зреют духи от двух недель и дольше. Во время процесса созревания проходит еще одна встреча – «примерка» аромата. Если клиента что-то не устраивает, есть возможность поправить композицию: какие-то нотки оттенить, какие-то – усилить, какие-то – приглушить. Аромат в концентрации духов, кстати, люди заказывают редко. Чаще парфюмерную или туалетную воду. Они привычнее.

– Говорить о моде в нашем деле сложно. Это, скорее, касается массмаркета. Я создаю уникальные ароматы. Хотя некоторые тенденции все же отметить могу. Почти всегда люди затрудняются объяснить внятно, чего они конкретно хотят, чаще просят «что-нибудь легкое и свеженькое». Всегда в ходу цитрусовые нотки. Они одинаково нравятся и женщинам, и мужчинам. Еще один любопытный момент: в последнее время приходят молоденькие девушки – тонкие, звонкие – и заказывают тяжелый плотный аромат. Самое интересное, что он им в итоге очень подходит. Это еще раз подтверждает, что при выборе или создании для себя аромата ориентироваться нужно исключительно на свой вкус и собственные ощущения без оглядки на моду и правила.

Иногда люди просят воссоздать духи, которые уже сошли с производства. Обычно подобная верность аромату связана с положительными впечатлениями и воспоминаниями. Потому что самая сильная память – на запахи.

Еще одни постоянные клиенты – так называемые парф-маньяки. Они коллекционируют ароматы, много и разных, активно обмениваются отливантами, чтобы каждый день примерять разные ароматы. Сообщества парфманьяков есть в разных городах. Томск не исключение.

Яблоко для студента

Работа парфюмера вносит некоторые ограничения в повсе­дневную жизнь. Например, у многих под категорическим запретом табак и алкоголь. Никакой специальной диеты у парфюмеров нет. Единственное, за день до того, как предстоит создавать аромат, лучше отказаться от острых блюд: специи притупляют чувствительность рецепторов. Непосредственно во время работы надо пить много воды, чтобы смыть обилие молекул душистых веществ со слизистой. То же самое Лидия советует тем, кто выбирает аромат. И ни в коем случае не нюхать кофе, чтобы переключиться с запаха на запах, как ошибочно делают многие. Это еще бóльший удар по обонянию.

Сегодня, отмечает Лидия Лозовая, наступает прекрасная пора для парфюмеров, создающих уникальные ароматы.

– В последние годы явно наметилась тенденция к выражению своей индивидуальности. В том числе через парфюм. В Томске спрос на уникальные ароматы есть. Парфюмерия вполне могла бы стать моей основной профессией и прокормить. Но мне интереснее участвовать в различных творческих проектах и проводить мастер-классы для желающих. Кстати, обычно мастерство создания ароматов передается от более опытного парфюмера к начинающему. Во всяком случае в России обучение проходит именно в такой форме.

В мечтах Лидии – запустить линейку ароматов. Все чаще подумывает о сувенирной продукции, посвященной Томску. Подобный опыт у нее уже был: создавала аромат по заказу ТПУ.

– В таких ситуациях идешь от концепции, – рассказывает парфюмер. – Девиз вуза «Знание. Свобода. Процветание». Передо мной стояла задача – составить аромат процветания. Могу приоткрыть завесу тайны и сказать, что в этом аромате довольно активна была хвойная нота. Есть мысли создать когда-нибудь и парфюмерную линейку, посвященную студенчеству Томска. Еще не обдумывала это подробно, только в общих чертах. Но это однозначно должен быть легкий, непринужденный аромат, отражающий свойственные молодости драйв, азарт, жизнерадостность. С явно уловимой серьезной ноткой: студенты грызут гранит науки для того, чтобы стать крутыми специалистами. И там совершенно точно будет аромат яблока. Томск – город интеллектуальный. Это должно находить отражение в том числе в парфюмерии.

Автор: Елена Смирнова
Фото: Евгений Тамбовцев

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1