Томский приборный завод: история взлета и падения

Томский приборный завод (ТПЗ) был создан в начале 1960-х по совместному решению ЦК КПСС и Совета министров СССР. В январе 1961 года введены в строй первые корпуса, а в ноябре 1962-го предприятие выпустило первую продукцию. В 2002 году на заводе началась процедура банкротства, в 2007 году он был ликвидирован.

Суперсекрет

В советское время ТПЗ был одним из самых крупных и секретных предприятий Томской области. Его название никогда не упоминалось в прессе, а о том, какую продукцию и для чего он выпускает, не знали даже сами работники завода, за исключением некоторых руководителей и конструкторов.

– Об истинных масштабах производства и его значении для страны даже сейчас в Томске знают буквально два-три человека, – рассказал «ТН» директор ТПЗ с 1984 по 2002 год Александр Кулешов. – На заводе была очень серьезная система защиты, которую курировал КГБ. Каждый работник знал только свой участок, свой круг задач. О сути и назначении конечной продукции не знали даже работники выпускных цехов. Кроме того, на заводе существовала отлаженная система внутренней безопасности…

– О многом из того, что мы делали, нельзя рассказывать до сих пор, – считает бывший главный конструктор спецтехники ТПЗ Валентин Степанов. – Ведь наши изделия и сейчас еще составляют основу ядерно-космического щита России.

Ракетно-ядерный щит

Ровесник космической отрасли, ТПЗ изначально создавался для нужд ракетной и военно-космической техники. По словам Александра Кулешова, чистым космосом завод занимался мало, почти вся основная тематика была боевой. В ТПЗ работали над созданием командных приборов тактических, оперативно-тактических и стратегических ракет самой высокой точности и дальности.

– Но главное имя завод сделал себе на создании систем управления и приборного отсека баллистических ракет подводных лодок, – говорит Александр Кулешов. – В этой области СССР долго отставал от США, но в итоге мы американцев догнали и кое в чем даже обогнали, например по степени точности и надежности.

Совместно с головным институтом – конструкторским бюро имени академика Макеева (ныне Государственный ракетный центр) – ТПЗ был разработчиком и создателем систем управления почти всех советских баллистических ракет подводных лодок. Последнюю систему управления, принятую для серийного производства, специалисты ТПЗ делали для баллистической ракеты подводных лодок РСМ-54. Эта гироскопическая система работает до сих пор и в модернизированных вариантах ракеты «Синева», которую ведущие специалисты мира назвали шедевром морского ракетостроения.

Эталонная продукция

Ко многим изделиям, выпущенным Томским приборным заводом, можно применить словосочетания «впервые в стране» и «впервые в мире». Это, например, система командных приборов для первой в мире баллистической ракеты с подводным стартом, система управления многоразового космического корабля «Буран», эталон круглости для Палаты мер и весов.

– Эталон круглости наш завод сделал в порядке самоутверждения, – вспоминает Александр Кулешов. – Сначала этот заказ пытались выполнить столичные заводы, но у них не получилось, хотя специально под него они закупили дополнительное оборудование. А наши специалисты все сделали практически идеально, причем без дополнительного оборудования.

Среди немногих изделий, созданных на ТПЗ для мирного космоса, стал уникальный прибор АП-411 для межпланетной космической станции «ВеГа», который в 1986 году выполнил главную задачу полета – определил состав и степень плотности вещества знаменитой кометы Галлея. По словам Кулешова, этот прибор до сих пор является непревзойденным по степени точности.

Космический авианосец

Специалисты ТПЗ совместно с головным московским институтом создали систему управления для многоразового космического корабля «Буран» – вершины советской космонавтики. Помимо задач по мирному освоению космоса «Буран» мог выполнять и военные задачи, так как он был частью проекта по созданию космического авианосца. Предполагалось, что на орбите летает космическая станция «Мир» (или любая другая), к ней пристыковываются два-три «Бурана» с оружием на борту, в любой точке орбиты «Бураны» могли отделиться от станции и нырнуть в воздушное пространство любой страны мира. Такие возможности для маневров в космосе обеспечивала созданная на ТПЗ система управления.

Автоматическую посадку никто не предусматривал, на «Буране» должен был лететь космонавт Игорь Волк. Но после первого неудачного запуска решили не рисковать и осуществить полет в автоматическом режиме. Точность приземления поразила всех специалистов – отклонение от заданной точки всего несколько метров, причем в сложных метеоусловиях.

Новая экономика

После распада СССР завод начал успешно встраиваться в рыночную экономику. В отличие от многих других предприятий ВПК ТПЗ стал производить не простейшие товары народного потребления, а высокотехнологичную и востребованную гражданскую продукцию. Совместно с Юргинским машиностроительным заводом ТПЗ производил горно-шахтное оборудование мирового уровня, которое позволило шахтерам Кузбасса и Воркуты поставить новые рекорды по объему добычи. До этого все советские рекорды по добыче угля ставились на оборудовании английского, польского и австралийского производства. Для нефтяников ТПЗ создал комплекс «ГИРС» для реанимации нефтяных скважин. Причем по степени сложности этот прибор превзошел уровень производства ракетных двигателей.

ТПЗ также наладил производство высокотехнологичного медицинского оборудования: одноразовых шприцов (до этого производили только за границей), иголок, которые использовались при операции на глазах по методике Федорова, несколько видов многофункциональных операционных столов (усовершенствованные и более дешевые аналоги фирмы Siemens), первые отечественные томографы (совместно с киевским предприятием).

В 1997 году завод был акционирован, но собственником ОАО «ТПЗ» по-прежнему оставалось государство.

Развал сверху

Все эти успехи не спасли предприятие от катастрофы. Беда пришла откуда не ждали – со стороны государства.

– Во-первых, правительство отказалось рассчитаться за выполненные заказы, – вспоминает Александр Кулешов. – Во-вторых, органы власти не позволили нам использовать средства, вырученные за гражданскую продукцию, на дальнейшее развитие производства этой продукции. ФСБ, прокуратура и Минобороны заявили: ТПЗ обязано содержать все оборонное производство независимо от наличия или отсутствия оборонных заказов. Понятно, что содержать военное производство ТПЗ мог только за счет денег от гражданской продукции.

В результате ТПЗ попал в парадоксальную ситуацию: за оборонзаказ ему не платили, а доходы от прибыльного производства гражданской продукции вынудили тратить на содержание убыточного производства военной продукции. Во всем мире ситуация обратная: оборонные заказы приносят предприятиям доходы, которые позволяют им развивать производство гражданской продукции. Вырваться из этой ловушки ТПЗ не смог. Начались задержки по зарплате, стала накапливаться задолженность по налогам и за коммунальные услуги. В 2002 году на заводе было введено внешнее управление, а уже через год началась процедура банкротства и распродажа имущества.

По мнению Александра Кулешова, завод был уничтожен осознанно:

– Во-первых, ТПЗ довели до банкротства искусственно, никаких экономических предпосылок для разорения не было. Во-вторых, завод можно было спасти даже после введения внешнего управления. Более того, именно так поначалу и планировалось: правительство утвердило предложенный мной план по банкротству оборонной части производства и спасению гражданского производства. Это позволило бы сохранить около 2,5 тыс. рабочих мест.

Но правительство нарушило договор, внешние управляющие пришли на завод уже с установкой на банкротство всего предприятия. Телеграмма из Москвы о введении конкурсного производства стала неожиданной даже для внешних управляющих, которые не считали ситуацию такой уж безнадежной.

По словам Александра Кулешова, решение об уничтожении завода могло быть принято в результате лоббирования конкурентов, главным из которых была крупная американская корпорация «Лариморская лаборатория», выпускающая ту же продукцию, что и ТПЗ.

Наследники

Сейчас на территории ТПЗ располагаются около сотни различных организаций и предприятий. Главный корпус занимает конструкторско-техноло-гический бизнес-инкубатор.

Треть площадей переданы ЗАО «Томский приборный завод» – частному предприятию, созданному для выполнения оставшихся после ТПЗ оборонных заказов. Руководство ЗАО «ТПЗ» отказалось рассказать «ТН» о деятельности предприятия, объяснив это режимом секретности, а также тем, что ЗАО «ТПЗ» не является официальным правопреемником ОАО «ТПЗ».

По словам бывшего главного конструктора Валентина Степанова, который проработал в ЗАО «ТПЗ» до 2010 года, на момент его ухода на пенсию на предприятии работало не более 200 человек. Занимались в основном ремонтом военной техники, которую не могут ремонтировать другие заводы оборонного комплекса.

В феврале этого года газета «Известия» сообщила, что Минобороны отказалось заключать контракты на ремонт бортовой автоматизированной системы управления сухопутных ракет «Точка» и «Точка-У». ЗАО «ТПЗ» было единственным предприятием, способным выполнить этот ремонт, с 2004 года работники завода починили около 200 бортовых систем комплексов «Точка» и «Точка-У».

В 2009 году по инициативе совета ветеранов ТПЗ и при поддержке мэрии Томска был создан музей приборного завода, который ветераны окрестили «уголком своей молодости». Руководитель музея Ирина Кулешова и ее единомышленники на общественных началах собирают и хранят экспонаты – документы, фотографии, образцы продукции завода, аудио- и видеоматериалы. В музее регулярно проходят экскурсии

 

12 апреля 2011 года по инициативе ветеранов ТПЗ к полувековому юбилею полета Юрия Гагарина в космос на Белом озере установили спускаемую капсулу космического корабля «Союз-33», которая в свое время была передана приборному заводу в знак признания его заслуг в освоении космоса

 

На момент перестройки на ТПЗ работали около 7 тыс. человек, из них около 5 тыс. – непосредственно на производстве. Производственная площадь завода составляла около 146 тыс. кв. м. Была хорошо развита социальная сфера – база отдыха в Киреевске, детский лагерь «Юбилейный» в Заварзине, ДК «Авангард», спорткомплекс «Кедр», приусадебное хозяйство, медсанчасть № 2. ТПЗ высокими темпами вел строительство жилья и объектов социального назначения – за 30 лет построены более 350 тыс. кв. м жилья, шесть детских садов, три средние школы.

 

Парадоксальная история произошла с хирургическими столами производства ТПЗ. В 1990-х годах под эгидой Международного банка реконструкции и развития проводился конкурс на поставку в Россию хирургических столов, в нем участвовали претенденты из девяти стран. Россия представила продукцию Елецкого завода. Но в итоге конкурс выиграла швейцарская фирма, которая предложила поставлять в российские больницы продукцию… Томского приборного завода. Сегодня хирургические столы ТПЗ успешно работают в 52 городах России и СНГ.

Невзятая высота

Специалисты ТПЗ работали над созданием ракеты «Барк» – конкурентом печально известной «Булавы». Минобороны поставило задачу сделать универсальную баллистическую ракету, которая одинаково хорошо вела бы себя при пусках с земли, подводных лодок и самолетов. По словам Александра Кулешова, эта была совершенно фантастическая задача, превышавшая современный уровень технологий. Тем не менее специалисты ТПЗ совместно с головным КБ им. Макеева начали выполнять заказ и успели создать новую систему управления ракеты – на газодинамических подшипниках, которые увеличили срок эксплуатации системы во много раз.

Но, когда начались испытания, правительство вдруг прекратило финансирование этого заказа и закрыло работы по ракете «Барк». Все силы и средства были направлены на создание ракеты «Булава», которой занимался Московский институт теплотехники (МИТ, разработчик ракеты «Тополь-М»). Созданная работниками ТПЗ принципиально новая система управления осталась невостребованной. По словам Кулешова, такое решение пролоббировал руководитель МИТа Юрий Соломонов, который стал главным конструктором «Булавы».

В 2009 году после серии неудачных запусков «Булавы» Соломонов ушел с должности директора МИТа. В итоге «Булава» была все-таки принята к серийному производству, но ни одного запуска с наземных установок и с самолетов не было, все пуски производились с подводных лодок. Так что задача по созданию универсальной баллистической ракеты осталась невыполненной.

2 мысли о “Томский приборный завод: история взлета и падения”

  1. Компания ООО «Голдстрой» покупает неликвиды предприятий с гос. резерва, частных лиц.Запорную арматуру (задвижки, клапана, краны шаровые, вентиля и т.д.)Детали трубопровода (отводы, тройники, заглушки, переходы и т.д.)Трубопрокат (трубу, трубу толстостенную и т.д.)Металлопрокат (круг, квадрат, паковка, уголок, швеллер, балка и т.д.)Электрооборудования (трансформаторы масляные, автоматы, электродвигателя промышленные и крановые, редуктора, тельфера и т.д.)
    Кабельная продукция (кабель, кабель силовой, провода и т. д.)Теплообменники любого диаметра.
    Телефон: (факс) 8(3452)683-044; тел. 68-44-13; сот. 89222686864, 89222333313, 88007757005

  2. Вернувшись из Советской Армии в 1968г где служил на комплексе ПТУРС Малютка, поступил работать на ТПЗ. Да, это был уникальный завод для которого рядом работал завод точных подшипников(филиал ГПЗ-5). И я горжусь тем, что мне посчастливилось работать на этом гиганте. Здесь я впервые познакомился с микросхемами и магнитными усилителями. Получил опыт который пригодился мне в жизни. И хотя сегодня наши многоступенчатые механические блоки управления не так широко применяются я верю что с приходом новых потребностей в таких системах Завод ТПЗ возродится. Держитесь ребята! Если есть музей и его материалы — прошу прислать их на мой СМС на память.

Добавить комментарий для Савинов Виктор Николаевич Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + два =