-Вообще я из Киргизии. Когда вступительные экзамены в московский университет провалила, один хороший знакомый мне посоветовал: «Надо ехать в Томск. Там даже дураки в университеты поступают».

Лихую фразу, произнесенную со сцены актрисой Еленой Тарасовой, зрительный зал встретил смехом. Реакция, надо сказать, вполне закономерная. Томск, безусловно, город университетский и интеллигентный. Но и чувством юмора томичи не обделены. Наверное, именно это качество позволяет городу оставаться вечно молодым, творческим во всех смыслах, по-хорошему дерзким. Одним словом, студенческим.

Именно о них, томских студентах – бывших, настоящих и будущих, – премьерный спектакль ТЮЗа. Спектакль для театра необычный. Потому что документальный. В его основе – реальные истории реальных студентов. Мотивация «надо ехать в Томск – там все поступают» одной из бывших приезжих студенток, а ныне томички с солидным стажем, тоже вполне реальная. Шутила, она в этот момент или нет – вопрос открытый. Но город ее однозначно влюбил в себя и не отпустил. А это уже типичная для Томска история.

Даешь эксперимент!

Чего никогда не боялся томский ТЮЗ, так это браться за самые смелые творческие эксперименты. Спектакль-вербатим про местное студенчество – из их числа. Вербатим – документальный спектакль, который делается на основе разговора с участниками событий. Постановочная группа берет серию интервью по интересующей теме с героями «из жизни». По мотивам этих рассказов пишется пьеса.

Документальные спектакли для российских театров не новость. Красноярский ТЮЗ, например, не так давно поставил вербатим «Подросток с правого берега», в котором от первого лица рассказывалось о мироощущении подростков из рабочих кварталов. Кировский театр «На Спасской» затеял вербатим «Я (не) уеду из Кирова», где местные жители рассуждали об отъезде из родного города.

Томский ТЮЗ решился освоить жанр документального спектакля впервые. Это стало возможным благодаря «Арт-лаборатории». Четвертый сезон подряд компания «СИБУР» и Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» реализуют этот социальный проект. В 2019 году в его рамках будут созданы экспериментальные спектакли в четырех российских городах: Нижневартовске, Тобольске, Томске, Нижнем Новгороде.

В томском ТЮЗе Лаборатория документального театра проходит под руководством известного драматурга Вячеслава Дурненкова и не менее известного томскому зрителю режиссера Антона Безъязыкова. Это не первый опыт их совместной работы. Несколько лет назад они делали на сцене Кемеровского театра драмы вербатим по итогам летней экспедиции в телеутское село Беково. Спектакль «Мирение. Телеутские новеллы» был номинирован на «Золотую маску».

Отношения томские, особые

Чтобы собрать материал для будущей пьесы, актеры вооружились диктофонами и пошли «в люди». Много и подробно общались с абитуриентами, студентами, профессорами томских вузов. Параллельно с ними и по тому же самому сценарию работал Вячеслав Дурненков. Две недели он провел в Томске, погружаясь в его атмосферу.

О томском студенчестве у драматурга сложилось отдельное впечатление. Вячеслав отмечает: наши ребята отличаются от студентов других городов.

– Томские студенты – транс-профессионалы. Они не замыкаются на своих специальностях, им интересно, что происходит в смежных областях и на других факультетах, – перечисляет драматург. – Отдельная тема – отношения между студентами и преподавателями. Простые и непринужденные в самом хорошем смысле слова. Конечно, существует дистанция. Но можно, например, пошутить с преподавателем на лекции, и все посмеются. В том же Новосибирске ничего подобного не бывает.

…История добровольная

У спектакля-вербатима нет задачи сделать конкретный вывод о томском студенчестве. Задача другая – представить на сцене сборную, максимально объемную картинку. Такой слепок с жизни. Поэтому перед постановочной группой стояла задача собрать студенческие истории представителей разных вузов, поколений, профессий.

Никакого распределения ролей для этого спектакля не предполагалось. Включиться в работу могли все желающие. Среди тех, кто пошел на эксперимент, – актриса Ольга Райх.

– Можно ли говорить, что сейчас наступает время документального театра? – рассуждает Ольга. – Сложно дать однозначный ответ. Но что абсолютно точно: театр должен быть разным. В том числе и документальным. Почему нет? Когда театр чувствует сегодняшнее время и меняется вместе с ним, он становится по-настоящему интересным.

Под прицелом внимания участников проекта оказались студенты не только университетов, но и техникумов, и колледжей. И не только успешные истории, но и истории тех ребят, кто по тем или иным причинам не завершил учебу. Есть и совсем неожиданные повороты сюжета. Например, любопытными наблюдениями за жизнью одного из университетов и его студентами поделился дворник, который на протяжении многих лет приводит в порядок территорию вуза.

– Работа над ролью в спектакле-вербатиме по своему интересна. Ты создаешь не абстрактный образ, а копируешь реального человека. Его интонации, манеру говорить и рассуждать. Образ мышления, если хотите. Но нужно сначала получить от него эту самую историю, – рассказывает актер Игорь Савиных. – Я нашел своего героя через знакомого знакомых. Парень учился в одном из техникумов, который в итоге бросил. Встречались у него дома. Меня посадили за стол, напоили чаем. Во время интервью парень был очень зажат, почти ничего и не рассказал. Уже когда прощались, его жена стала ему выговаривать: как же так, не мог нормально рассказать. У них завязалась словесная перепалка, они вдруг стали проговаривать какие-то важные и любопытные вещи. Я быстренько в кармане диктофон включил. Когда спор закончился, девушка мне говорит: «Надо было тебе сейчас запись на диктофоне включить». Отвечаю: «А я так и сделал!»

Афины?

Репетиции спектакля о томском студенчестве – в разгаре. Премьера запланирована на конец августа. Но вербатим – такая живая форма, что театр решил показывать работу над постановкой зрителям и обсуждать ее вместе с ними на разных этапах. На прошлой неделе в ТЮЗе прошла читка пьесы.

Зрители, среди которых оказались в том числе студенты и представители томской профессуры, услышали разные истории в исполнении артистов театра. В них – воспоминания, размышления, наблюдения тех, кто учился в Томске в разные годы и для кого он стал судьбой. В прозвучавших частных историях – история города и поколений.

Например, воспоминание выпускницы политехнического института, чье студенчество выпало на послевоенные годы. Эти ребята жили, что называется, взахлеб. И вообще любили жизнь. Регулярно собирались на танцы в клубе. Танцы разрешались любые, кроме рок-н-ролла. Но студенты были не промах. По вечерам пробирались тайно в клуб, включали пластинку и самозабвенно танцевали под запретную музыку. И каждый раз повторялась одна и та же история: их заставали на месте «преступления», ребята разбегались, благополучно уходя от преследования. Спустя несколько вечеров – всё по тому же сценарию.

А вот история студентки из Италии, которая сегодня учится по обмену в Томске. В ее рассказе – впечатления и от темпераментного сибирского климата, и от поездок в переполненных маршрутках, частенько смахивающих на безумный квест, и о том, какой насыщенной творческой жизнью помимо учебы живут студенты («В Италии студенты просто учатся»).

Или рассказ выпускника, сегодня уже человека в солидном возрасте, который где только не работал и что только не попробовал в этой жизни. Даже играл однажды Деда Мороза на детском утреннике по приглашению друзей-артистов. Тоже давно подмеченная особенность нашего города. В Томске каждый пятый связан с театром какими-то узами: или работает там, или дружит с его сотрудниками, или регулярно ходит на спектакли.

Прозвучали и критические замечания. Например, недоумение по поводу того, что в студенческом городе архитектура, развлечения, инфраструктура не очень-то заточены под молодежь. И это тоже мнение, пусть и частное, реальных томичей.

А еще вербатим неожиданно обнаружил болевую точку – некоторую растерянность современных студентов. Вот получишь ты образование (да, добротное, да, по востребованной специальности). А дальше-то что и куда? Где найти себе применение и место под солнцем? Такова специфика вербатима. Иногда он вскрывает и обнажает социальные проблемы.

Спектакль еще будет дорабатываться. Сейчас у него рабочее название – «Афины», которое может и поменяться. Каким получится экспериментальный спектакль на выходе, пока не очень понятно – идет живой творческий процесс. Понятно одно: это однозначно будет любопытная история.

Автор: Елена Маркина
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 3