Томский ТЮЗ пошел на эксперимент

Статей на сайте: 17198

По иронии судьбы проект молодых артистов ТЮЗа «Дыши свободно. Дети. Ныряй!» выпал на праздник Ивана Купалы. В течение дня в режиме нон-стоп шли показы четырех эскизов детских спектаклей. Такое вот полное погружение.

За красивой игрой слов про «ныряние», «погружение» и прочие «водные процедуры» – серьезная работа творческого коллектива в области экспериментального детского театра и поиск театрального языка, на котором можно и нужно разговаривать с современными маленькими зрителями. Чтобы возникал реальный диалог с публикой. Потому что без него театр теряет свой смысл.

Даешь эксперимент!

Чем всегда отличался томский ТЮЗ, так это готовностью к самым отчаянным творческим экспериментам. Четыре года назад его молодые артисты поняли: настало время для авторского проекта. Такого, где они могли бы поделиться со зрителями своими ощущениями – каким может быть современный театр и насколько свободно в нем могут существовать актеры. Определили для себя три принципа: раздвигать рамки привычных форм и шаблонов, дышать свободно в театральных пространствах, существовать в режиме здесь и сейчас (актер + зритель).

Свой проект так и назвали: «Дыши свободно». В его основе – эскизы спектаклей, которые возникают на самых неожиданных площадках театра. Эксперимент здесь во всем. Свежий творческий материал, которому не всегда найдется место в репертуаре, – уж очень он смелый и неоднозначный. Новый взгляд на привычные вещи. Непредсказуемые формы. И один-единственный показ, то есть действие в прямом смысле слова эксклюзивное.

Проект вызвал большой резонанс. Год назад родился проект «Дыши свободно. Дети». И живет он ровно по тем же правилам, что и взрослый.

– Сегодня много говорится о том, что взрослая публика меняется. Что зрители становятся все более требовательными, и театрам нужно постараться, чтобы их удивить и завлечь. Но и юная публика точно так же меняется и требует другого подхода к ней, – рассказывает и. о. директора томского ТЮЗа Елена Бурова. – Сейчас недостаточно просто предложить зрителям спектакль. Надо еще создать вокруг него какую-то среду. Яркий пример – премьера этого сезона «Чайка». Спектакль стал центром притяжения для всех, кто готов воспринимать другой, современный, актуальный театр. Вокруг нее сразу начали появляться люди и проекты, представляющие разные виды и направления современного искусства. Мы предлагаем не только спектакль, но и среду вокруг современного искусства. Это один из действенных способов привлечения публики в театр. И для детей тоже надо создавать подобную среду.

Детская версия проекта «Дыши свободно» – как раз такая попытка. За эксперименты в этом направлении и создание эскизов взялись актеры Владимир Бутаков, Ольга Райх, Екатерина Костина и Алексей Шитиков.

Магия, волшебство. И еще немного о жадности

Детей в театре не нужно развлекать. С ними надо разговаривать. В этом убеждены авторы проекта «Дыши свободно».

– Современные дети очень рано взрослеют. Это данность. Наверное, дело в огромном и не всегда контролируемом потоке информации, – поясняет актриса Ольга Райх. – Важно говорить с детьми о вещах и проблемах, про которые родители думают, что «им еще рано». Но это вовсе не значит, что дети этого не знают. И если ребенок о каких-то «взрослых» вещах самостоятельно узнал, так уж получилось, надо с ним об этом разговаривать: объяснять, направлять, рассуждать.

Поразмышлять на серьезные общечеловеческие темы, но в ракурсе детского спектакля предложила актриса Екатерина Костина. Ее эскиз – о мальчике с удивительным даром. Он сделан по мотивам одной-единственной истории для детей, написанной Морисом Дрюоном, больше известным в качестве автора исторических романов. В этой истории много открытых вопросов, ответы на которые и взрослые-то не всегда знают. Один из них о том, как распорядиться не­обычным даром. Тем пронзительнее звучат слова главного героя: «Если кое-кто из нас появляется на этой земле с какой-то определенной целью, если ему уготовано выполнить этот ни с чем не сравнимый труд, то тогда ему приходится нелегко».

Еще один недетский разговор с детьми предложил артист Владимир Бутаков. Он подготовил эскиз спектакля по сказке братьев Гримм «Маленькие человечки».

– Я не хочу рассказывать детям с помощью каких-то карикатурных персонажей об устройстве мира. Показывать, кто плохой, а кто злой. В выбранном мною материале, к счастью, этого можно избежать, – говорит актер. – В «Маленьких человечках» братьев Гримм звучит одна важная, неустаревающая истина: делай добро другим, и оно к тебе вернется. Но есть в этой сказке и чиновничий произвол, жадность, коррупция. О таких вещах тоже надо знать с детства. Как и о многих других, казалось бы, «взрослых» темах. Говорить о них с детьми можно и нужно. Не на политическом уровне, конечно. Важно найти адекватную и увлекательную форму такого разговора со сцены.

Магию сказок братьев Гримм, к слову, тоже никто не отменял. Передать ее помогли мультимедиа и теневой театр. Это тоже необходимое условие продуктивного диалога с маленькими зрителями.

– Если взрослую публику сегодня сложно удивить, то детей и подростков удивить еще труднее. У поколения современных детей аудиальное и визуальное восприятие информации. Театру нужно постараться, чтобы этим ожиданиям соответствовать, – отмечает Владимир Бутаков.

…и никаких париков!

Так что в каком-то смысле без яркой картинки на сцене и соответствующей атмосферы все равно никуда. Что совсем не подразумевает примитивной наглядности из разряда сюсюканья.

– Родители почему-то привыкли, что детскую сказку должны играть наряженные люди, которые говорят неестественными голосами. И обязательно с ушками, если персонажи спектакля – животные, – говорит Ольга Райх. – Показательный случай был со сказкой «Верблюжонок, пингвиненок и все вокруг». Взрослые часто говорили нам: «Все хорошо, но вам бы еще костюмы». У детей такой реакции не возникало. Все происходящее на сцене они воспринимали и принимали. Это еще раз говорит об абсолютно взрослом восприятии детей.

Но это совсем не говорит о закостенелости взрослых зрителей.

– Я не согласен с разговорами о том, что томская публика консервативная, – подключается к разговору актер Дмитрий Гомзяков. – Просто у томских театров нарушена коммуникация с публикой. В итоге зрители, которые готовы и хотят воспринимать новый меняющийся мир, в том числе мир искусства, просто не знают о том, что происходит в театрах. И в сознании большинства сохраняется представление: театр – это парики, котурны и люди на сцене, разговаривающие пафосными голосами.

Такой вот СМСказ…

Еще одна проблема современного детского театра, убеждены авторы проекта «Дыши свободно» – спектакли, которые интересны или только маленьким зрителям, или исключительно их родителям. Идеальный вариант – когда одинаково увлечены все поколения зрителей.

Проект «Дыши свободно. Дети» экспериментирует и в этом поле поисков тоже. Эскизы ориентированы на семейный просмотр.

Ольга Райх, режиссер эскиза «Небуквально», знакомит больших и маленьких зрителей с девочкой Варей. На первый взгляд – обычная ученица обычной томской школы. Но ее любовь к чтению и то, как она об этом рассказывает, за гранью обычного. Тут же встает вопрос: чтение – не такая же ли это попытка уйти от реального мира, как и компьютерные игры?

Вообще самая непростая публика, убеждена актриса, – подростки 10–12 лет. В этом возрасте они сами не понимают, маленькие они или уже нет. Нужно сильно постараться, чтобы выстроить с ними диалог.

Алексей Шитиков решил порассуждать на тему «все взрослые были детьми, только мало кто об этом помнит». Его эскиз «Народный СМСказ» для детей, которые когда-то станут взрослыми, и для взрослых, которые когда-то были детьми. В основе эскиза – русские народные сказки.

– Сегодня, к сожалению, многие истории стали забываться. Их замещают современные мульт­фильмы, боевики и фантастика, – рассказал Алексей. – Я не хочу их отрицать. Но театр ведь для того и создан, чтобы говорить о новых вещах. А новое – это хорошо забытое старое. Народные сказки не могут устареть, их всегда можно осязать с сегодняшним днем.

…Проект «Дыши свободно. Дети» второй год подряд вызывает интерес публики. Для театра живая реакция зрителей на эскизы и обсуждение после показа – лакмусовая бумажка: в верном ли направлении движется творческая команда. Театр находится в поисках. Значит, театр жив.

Автор: Елена Маркина
Фото: Евгений Тамбовцев

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

71 − = 70